Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

Из леса в лес

Выставка «Воздушные замки Эльмаша» о свердловском соцгороде, которого не было

Из леса в лес
05 декабря 2017 18:57

Автор:
Вячеслав Солдатов

В ноябре фотографический музей «Дом Метенкова» открыл выставку «Воздушные замки Эльмаша», в которой окраинный городской район предстал не депрессивной территорией на отшибе, а местом, где соединяются советские мифы о светлом будущем, природа воюет с цивилизацией, а индустрия способна делать не только оружие, но и снарядить охотника за привидениями. IMC рассказывает, как художники и кураторы пишут новую – культурную историю Эльмаша.

Внимание к восточной части Орджоникидзевского района, известной горожанам как Эльмаш, в музейных проектах «Дома Метенкова» органично выросло из прошлогодней выставки «Охота на Уралмаш», исследующей самый главный, пожалуй, рабочий район Екатеринбурга. Как признавались кураторы фотомузея, после «уралмашевского» проекта хотелось сделать что-то подобное про другие районы. В списке были ВИЗ, Ботаника, Синие камни, но начали с Эльмаша. Осенью 2017 года историк и сотрудник музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков вывез художников и фотографов в «поле» (для некоторых, правда, это была поездка в родной район), и те представили свое видение места.

В городской мифологии место это на слуху: например, одним из самых популярных материалов на It’s My City стал текст «Не грози Эльмашу, попивая кофе у себя в квартале» о том, как побывать там и остаться целым и невредимым (если не читали его, то немедленно сделайте это). Путать Эльмаш и Уралмаш нельзя – этим вы навлечете гнев жителей района. Здесь много заводов, но уже далеко не все работают по назначению. Здесь есть конструктивизм, своя площадь и дом культуры, а еще большой парк и трамвайное кольцо. Здесь может быть опасно. Здесь есть то, о чем стоит рассказать.

Начинается все с архивов: выставка встречает зрителя разделом «Мечты Эльмаша», где висят лаконичные эскизы масштабных архитектурных проектов индустриального района будущего. Такими их видели в 1930–е. Знали ли вы, что там планировалось построить соцгород на 44 000 жителей с аэровокзалом, цирком, огромной гостиницей и заводоуправлением десятков предприятий?

Воплотиться этим планам не удалось – сказался дефицит средств и начавшаяся Великая Отечественная война. На Эльмаш эвакуировали заводы из Ленинграда, Харькова, Москвы, Брянска, Подлипок, и это сказалось на структуре района: сейчас в нем осталось почти ничего из первых набросков «города электрических машин».

Этому на экспозиции посвящен раздел «Жизнь Эльмаша», где можно увидеть фотодокументы о повседневности и стройках 1940—1980-х годов, созданные инженером Петром Осиповым. Причем ценны здесь не только сами снимки, показывающие первые дома района, перспективы пустынных улиц и особенности возведения домов. На самодельной карте краеведа Юрия Коновалова разными цветами отмечены дома, в которых жили рабочие заводского района. Наглядная иллюстрация пестроты и разнообразия кажущейся монолитной индустриальной окраины.  

Соцгород построить не удалось, и о сегодняшней жизни района рассказывает глава «Взгляд художника», созданная на основе тех самых экскурсий. Сергей Лаушкин здесь – «художник на районе», стоящий на фоне одного из самых странных городских домов. Дарья Гарник фиксирует, к чему Эльмаш приводить близость к лесу: выглядит это пугающей картиной вымершего города. Артем Пискунов документирует прогулку по зимнему Эльмашу, и эти фотографии могут придтись по душе любителям паблика «Эстетика е***ей».

Но кураторы, замечая упадочность территории, не стали акцентировать внимание на безысходной мрачности рабочей окраины. Поэтому на выставке есть задорный фотопортрет «охотника за приведениями», где главным оружием героя стал пылесос «Урал» (его делали на Эльмаше). Глядя на вытканную карту района, хочется немедленно пойти туда гулять. И прогулка будет именно такой: белой, с ровными квадратами улиц деревцами и таинственными строениями.

Наконец, на другой карте можно узнать о том, какие художники здесь жили, послушать их воспоминания и полистать первый выпуск «Художественной жизни Эльмаша». Так архивируется уже другая, неиндустриальная история района, промышленного до мозга костей. Утопия советской индустриализации переходит в эфемерную сферу искусства, а бараки, вырастающие из уральского леса, превращаются в бетонные дома, неухоженные дворы которых зарастают этим самым лесом. Любому месту нужны мечты и «воздушные замки». Эльмашу тоже.     

Выставка «Воздушные замки Эльмаша» будет работать в фотомузее «Дом Метенкова» до 24 декабря. Специально для проекта в музее организовали события в рамках выставки: 6 декабря в 18:30 там пройдет лекция Евгения Бурденкова об истории застройки района, а 15 и 22 декабря в 19:00 Евгений Бурденков и Саша Салтанова проведут авторские экскурсии по экспозиции.  

Фото автора

Теги