Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

Наив Екатеринбурга

В Екатеринбурге открылся первый музей наивного искусства

Наив Екатеринбурга
27 ноября 2017 18:58

Автор:
Таня Морозова

18 ноября в городе открылась выставка наивного искусства «Ангелы и другие жители Земли». Это первый выставочный проект Музея наивного искусства, который расположился в старинной усадьбе лесничего Г. С. Кудрина на улице Розы Люксембург, 18. В 2016 году мэрия предоставила Екатеринбургскому музею изобразительных искусств это здание, а год спустя там выставили коллекцию наивного искусства, собранную Евгением Ройзманом. С ним и с куратором выставки Андреем Бобрихиным IMC поговорил о наивном искусстве в Екатеринбурге. 

– Что такое наивное искусство?

Евгений Ройзман: Наив – это то искусство, которое воспринимают одинаково и эстеты, и простые люди, и дети, и пожилые.

Андрей Бобрихин: Наив обращается к ангелам, к возвышенным объектам, сюжетам. А герои зависят от среды, эпохи, исторического периода. Поэтому если наивный художник где-нибудь в деревни пытается воплотить свои мечты и моления, то рисует в 15 веке икону. Если он это делает в 30-х годах, то мечты и моления выражает в сторону эстетики ВДНХ: может изображать Сталина или других героев. Но используются и персонажи из окружающей среды художника При этом наив – это обращение к лучшему, фантазии о будущем.

– В чем уникальность нового музея в Екатеринбурге?

Е.Р.: На мой взгляд, в России каких-то полноценных музеев наива не было. А здесь он востребован. К тому же, после революции это, пожалуй, первый случай, когда из частного собрания сразу же открываются музеи. Это пример частного муниципального сотрудничества. Отмечу, что в коллекции в основном собран Урал и Екатеринбург, и это самое крупное собрание в России.

А. Б.: Не так уж часто муниципалитет и государство дает целые здания и особняки под музеи. Это уникальное событие. Но здание не строилось как музей, в нем есть много недостатков, которые усложняют музейное экспонирование – большое количество окон, коммуникация, инфраструктура, требование к сигнализации, видеонаблюдению. Нашей основной задачей при организации первой выставки была минимизация этих недостатков архитектуры  и интерьера. Это не музейный дизайн, а интерьер бюджетного учреждения.

Почему был выбран этот особняк?

Е.Р.: Выбрали то, что было: не так много в городе свободных особняков. Да и место тут хорошее. Недалеко находятся музей Высоцкого, музей Невьянской иконы, в 200 метрах галерея современного искусства, еще «Гамаюн», через дорогу музей Попова. Очень интересное место.

– Как удалось собрать такую большую коллекцию?

А.Б.: Основное увлечение Евгения Вадимовича – русская древность, иконы, часовни, храмы. И в экспедициях по Уралу, по Пермскому краю и дальше он постепенно влюблялся в наивное искусство: не только приобретал иконы из дерева, но и встречал наивных художников. Они произрастают самостоятельно, как сорняки, везде.

Е.Р.: Здесь есть работы, которые происходят из Америки, но, в целом, первые экспонаты появились из Екатеринбурга, после – из Свердловской области, потом из экспедиций по стране.

– Как удалось находить авторов?

Е.Р.: Самый интересный, конечно, это Альберт Коровкин. Он вошел в «Энциклопедию наивного искусства». Пришел ко мне 17 лет назад, принес свой альбом и отдал мне все свои досочки. Он передал мне все, что было, все семь ящиков со стеклом.

– Что еще увидят гости нового музея?

А.Б.: В следующем году я намерен сделать выставку наивного текстиля. Сюжетные панно (наивные текстильные картины) сделаны в различных техниках вышивки, вязания, ткачества, в лоскутной технике. Огромное разнообразие техник и сюжетов не экспонировались, потому что музеи считают эти вещи не декоративно-прикладным искусством.

Теги