Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

«Заболачивание мозгов - опасный процесс»

Арт-продюсер Олеся Бондаренко о Екатеринбурге на диване и решительных действиях

«Заболачивание мозгов  - опасный процесс»
18 октября 2017 18:29

Автор:
Мария Виннер

Автор IMC поговорил с CEO арт-агентства The July 16 Олесей Бондаренко, которая рассказала почему трансформацию города так важно начинать с себя.  

За 10 лет жизни в Москве она поработала с  успешными бизнесменами - Денис Симачев в одноименном бренде, Вадим Дымов и Республики, Алексей Боков и  BokovFactory , а в 2009 году интегрировалась в семейный бизнес - международное арт-агентство The July 16 с офисами в Лондоне и Париже. Уже три года она органично вписывает культурные проекты в общественное пространство и повседневную жизнь Екатеринбурга.

– Я вернулась в Екатеринбург по личным обстоятельствам, практически как декабристка, за мужем и его бизнес-проектом, не понимая, чем закончится это путешествие. Уехав от любимого успешного дела, я оказалась растерзана отсутствием контекстов, но у меня не было шанса выбрать, любой другой поворот событий разрушил бы семью.
Так совпало, что именно в это самое время, по приглашению ГЦСИ, мы готовили паблик-арт фестиваль «Решительные действия». Нас поддерживало Британское консульство, и, конечно же, я держала собственная репутация перед городом и художниками, которых мы пригласили в проект. 

Как мне тогда показалось, я как будто бы вернулась на выжженную землю 

Когда я приехала, меня поразило абсолютно безответственное отношение к делу, слишком разболтанный ритм и инфантильность к окружающему. Все казалось недожатым, недоделанным, брошенным на полуслове, абсолютно непривлекательным. А главное, я не понимала, что я буду делать. Казалось, что так жить невозможно – нельзя не интересоваться, нельзя не хотеть, не видеть, не замечать.

Внимательно осмотрев территорию, я параллельно придумывала себе занятия. Пришлось собирать все по крупицам, в том числе искать людей. Забегая вперед, я нашла и обрела, прекрасных друзей, сильных духом, невероятно интересных, любимых, настоящих, и главное горящих. Сейчас мне всячески хочется поддерживать в них этот огонь. В тот момент я приняла решение, что это и есть мой кармический долг городу детства. Это лучшая мотивация.  

В Екатеринбурге я всегда хотела донести важную мысль, что меняя себя, мы меняем окружение и окружающую нас действительность. Если мы будем чуть глубже смотреть на обычные вещи, то также будем меняться. Наверно, мне удалось многих зарядить, ведь я хотела взбодрить самую активную часть населения – молодежь, тех ребят, которые балансируют на грани отъезда либо вообще ухода от действительности. 
Сейчас чувствуется, отсутствие внешнего опыта и здоровой конкуренции. До сих пор есть ощущение, что многие желают «замочить» друг друга, а важно прийти к взаимодействию, сотрудничеству. Многие достигли потолка в своем деле, а сделать бодрый шаг страшно, нет понимания куда. В какой-то момент я пошла по пути формирования смыслов, много занималась консалтингом, и мне это было в кайф. 

 - В итоге, тебе удалось в Екатеринбурге собрать команду единомышленников? 

- Поначалу, я ужасно бесилась, ненавидела всех, рвала и метала. Но это, скорее всего, была абстрактная эмоция. Ровно полтора года назад, поняла, что плыть по течению иногда суперконструктивно и полезно. Если меня когда-нибудь спросят, что нужно сделать, чтобы изменить свою жизнь, я скажу, что нужно срочно поплыть по течению. Выйти на улицу и поймать это движение. 

Прекрасно отдаю себе отчет, что у кого-то вызываю раздражение, я человек прямолинейный, никогда не буду юлить, скрывать, скажу, что это плохо, и объясню почему. Скажу, как сделать так, чтобы было хорошо, но и это тоже не любят. Понимаю, что, с одной стороны, я потеряла часть людей, с другой – приобрела большое количество. Кому-то я поперек горла, но мне все равно. Если бы я пыталась быть милой всем, ничего бы у меня не вышло. Это утопия. 

Когда несешь какие-то новые смыслы, ты всегда непонятен, а все, что непонятно вызывает отторжение, и только через какое-то время – понимание. Я прошла через эти реакции даже у своих близких людей. Они искали какой-то корыстный смысл, а его не было вообще. Все, что мне было важно, это интерес зарядить среду вокруг себя, достучаться, постараться объяснить.  

 - Не думаешь, что Екатеринбург – это вообще не про выгоду в отличие от Москвы. Тут все строится на альтруизме. 

- И это в корне неправильно. Альтруизм имеет свойство заканчиваться, а дело кто-то должен делать. Я имею в виду, что вспышка эмоций быстро затухает, а работы все еще много. Труд должен быть оплачен. Я со многими в процессе реализации проектов спорила относительно этого умения. Мы часто включаем в проекты участие музыкантов и художников, а многие  не понимают, что их работа стоит денег. 

- Как специалист по городским пространствам, что ты думаешь о Ельцин Центре? 

Мне очень нравится Ельцин Центр, он мощный, нелокальный, он явно стал чем-то важным в рамках города. Это чудо, что такой проект пришел в регион. Сейчас можно сказать, что в Екатеринбурге есть только Ельцин Центр. Все остальное мгновенно померкло, что не есть хорошо. Есть ГЦСИ, частные галереи, Музей изобразительных искусств, Музей истории Екатеринбурга, Дом Метенкова. Есть, чем интересоваться, но Ельцин Центр всех сожрал.  Очень хочется, чтобы отголоски всех культурных институций и инсайдерской жизни Екатеринбурга, в том или ином виде, случились в Ельцин Центре. Чтобы он стал хабом всего интересного, важного и настоящего. Вот это будет победа. 
Я вижу его как информационное пространство, большую информационную будку. Но они пока что дистанцируются относительно города, и это странно. Это то, что до сих пор вызывает у меня вопросы.  

 - В «Пиотровском» неплохая дискуссионная площадка, ты так не считаешь? 

- Это самое настоящее общественное пространство. Один из немногих книжных магазинов, которые стали такой платформой. Там классно. И книжки дешевле, чем в Москве, я много там покупаю. Эта идея хорошо вяжется – книги, интеллект, лекторий, пусть бы у них все также продолжалось дальше и только развивалось. Хотелось бы, чтобы по части культуры, искусства появлялись и другие интересные платформы. Например, Марина Альвитр, открыла свою галерею, активно взращивает будущих коллекционеров, и вообще подходит к лекториям нетривиально. 

-Какие перемены ты еще могла бы отметить в Екатеринбурге? 

-За последние пару лет в городе появились ребята, которые через пробы и ошибки приходят к результату и качеству. Появился Валя Кузякин с совершенно другим видением ресторанного дела, множество прекрасных дизайнеров одежды, офигенные ювелирные проекты. Замечательный социально значимый «Благомаркет», совершенно удивительный благотворительный фонд Ройзмана, его бессменный движок Лара Булатова. Я давно не видела людей, так любящих свой город. Это и есть чисто уральская тема. Сейчас пришло время местному бизнесу немножко повернуться в сторону города и отнестись к нему не только как к месту для зарабатывания денег, а к той самой состоятельной городской среде, в которой ты живешь и должен, да просто обязан, что-то улучшать. Это к вопросу о развитии городской инфраструктуры, реконструкции общественных зон, и о том, что в Екатеринбурге до сих пор нет ни одного нормального парка. 



Екатеринбург в последнее время стал трендом, и ко мне многие обращаются с просьбой выступить амбассадором. Я выступаю, искренне пытаюсь интегрировать ребят, помочь им пересмотреть свой проект с точки зрения города. Хочется, чтобы таких сознательных подходов у проектов было больше, чтобы каждый приезжающий в город проект максимально был оптимизирован. У меня задуман один долгосрочный проект в Екатеринбурге, фестивалей вообще лежит в столе штуки три. Но еще не время, надо подождать и можно будет бахнуть. 

 - Это про еду, арт или семейная история? 

- Это про образ жизни. Про очень естественное наше желание – быть счастливым человеком, быть в гармонии с собой, с природой. Посмотрим, как мы будем его развивать, и насколько он получится. 

- Из уральских артистов кого бы ты выделила? 

- Мне очень близко то, что делает Тима(Тимофей Радя). Поэтому я его не то, чтобы выделяю, он какой-то очень близкий. Из молодых авторов мне нравится Сережа Потеряев, и его фото, он талантливый парень. Володя Селезнев это вообще открытие. Мы так здорово съездили в Тагил на его проект Миростроение, в рамках индустриальной биеннале. У Ярослава Вялых, очень классные идеи и здорово их воплощает, из него может получиться интересный художник, он и музыкант офигенный. Мне безумно нравятся картины моей близкой подруги Джулии Маркеловой. У нее потрясающие работы, абстракции, очень красивые, интересные техники. Я такого не видела никогда в жизни. Они заряжены энергией, любовью, не пустые полотна. Это просто магия какая-то. Если она доверит работы для выставки нам, я почту это за честь и счастье. 

 - Что скажешь про такие проекты как Дом печати и «Теснота»? 

- Каждого из ребят «Тесноты» я считаю своими друзьями, это те люди, которые пришли в мою жизнь, мы с ними успели поработать и подружиться. Я их ассоциирую невольно с парнями из фильма Короли Догтаун. Их первый клуб «Сон», выросший из нашего совместного проекта Результ/арт, ребятам был очень нужен, чтобы перейти на новый уровень. Уверена, это проект был не простым для них, но однозначно это другой уровень ответственности, заработка, представления о работе в команде, о том, что они из себя представляют. Я думаю, они дико рады, что закрыли проекты и, точно также, рады, что он был. Они познакомились с лучшими федеральными агентами, благодаря проекту, появились свои партнеры, которые им доверяют. 

Мне кажется, что сейчас Дом Печати нашел свой самый правильный формат – концертная площадка, и по совместительству ночной клуб. Мне гораздо больше нравится «Мизантроп» или «Шалом Шанхай», но Дом Печати навсегда останется оплотом стиля, хорошего эксперимента. Тема Зверев, я считаю, прекрасно справляется со своей должностью единственного арт-директора в городе Екатеринбурге. Он очень добрый чувак, буквально вчера подписалась на его telegram-канал. 

 Месяц назад мы закончили программу вовлечения местных сообществ, работу инициированную КБ Стрелка в Екатеринбурге, в рамках федеральной программы по реконструкции общественных пространств в городах, где пройдет ЧМ по футболу. Мы работали с двумя территориями - набережная реки Исеть на отрезке улиц Малышева и Куйбышева, а также площади 1905 года. Защищали готовые проекты и даже организовали публичную выставку финальных проектов. Будем надеяться, что вся эта работа будет реализована в распланированные сроки.

В конце этой недели, 20 октября, July 16 спродюсирует совместно с голландским архитектурным бюро Svesmi, актуальную образовательную программу – специальный проект в рамках Индустриальной биеннале. Цель беседы выявить объективные плюсы исторической застройки и особенности работы с ним в современном городе. Все это к тому, что ты не можешь «провинциально» мыслить, оставаться в своей зоне комфорта, привыкать к своему дивану. Теплое болотце, покрытое песком. Заболачивание мозгов - опасный процесс. 

20 октября в рамках IV Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбурге, Горького, 17 
C
пециальный проект «Старое и новое в городе: эксперименты» 
Вход свободныq, начало в 19.30 
Зарегистрироваться можно по ссылке

Фото: Анна Марченкова 

Теги