Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

«Нужно жить лет 400, чтобы что-то понять»

Физик Иван Малыгин о свободомыслии школьников, нарушениях ГОСТа, робототехнике и вере в будущее

«Нужно жить лет 400, чтобы что-то понять»
16 октября 2017 15:01

Автор:
Юлия Филиппова

Бывает, что вузовские преподаватели часто воспринимаются только как часть учебной программы, которые не выходят за рамки лекционного курса. Иван Малыгин, кандидат технических наук и доцент УрФУ, не таков. Он поговорил с ItsMyCity о том, чем отличаются нынешние десятиклассники от студентов, почему иногда плохо быть специалистом и как физики становятся буддистами.  

Недавно у меня проходили стажировку десятиклассники из СУНЦ. Из-за того, что в школах нет трудового воспитания, их страшно тянет к инструменту – к ножовке, к станку, к наждаку. И вот я смотрю, как десятиклассница склоняется над верстаком и ее волосы уже в сантиметре от крутящегося механизма… А меня руководство предупредило: «Если кто-то поранится, ты в тюрьму сядешь». Так что целый год каждую неделю в течение двух часов я бегал между ними и следил, чтобы никто не поранился. За год так устал, что на последнее занятие купил две пиццы и предложил просто посидеть и пообщаться: «Не знаю, научил ли я вас чему-то. Но вы не поранились, и я счастлив».

Разница между десятиклассниками и студентами колоссальная. Студенты немного забитые и боятся высказать свое мнение. Десятиклассники не испытывают ни малейшего страха перед преподавателем, говорят все, что думают в лицо, нет никаких тормозов. СУНЦ вырабатывает в них свободомыслие и ум. В каком-то смысле, эти дети – элита. Они очень талантливые, им всегда есть что сказать, за словом в карман не лезут. Видно, что им тяжело учиться. Они ко мне придут после уроков и им нужно сначала сесть, выговориться, порассуждать об особенностях эмиграции в Италию, реформаторстве, еще о чем-то, съесть бургер за 300 рублей, попить чаю или кофе. А потом я каждому в зубы паяльник и гаечный ключ: «На, крути».

Идея была в том, чтобы приучить их к мысли, чтобы они поступали в УрФУ, но все кто занимались у меня, не поняли намека и сказали, что подумывают про университеты Канады или Англии.

В Харбине я участвовал в конференции и сидел в комиссии. Заинтересовал меня один китайский мальчик – у него была неоднозначная ситуация, когда он на спутнике собрался поставить параболическую антенну, которая требует точной настройки для связи, а спутник маленький, его все время крутит, стабилизации нет. В общем, то, что он предлагает, сделать невозможно. Я ему об этом сказал, и его ответ меня поразил: «А я уверен в себе и знаю, что сделаю». Я улыбнулся и сел, но китайские коллеги из комиссии сказали парню: «Вы все же обдумайте еще раз ваш ответ на вопрос русского профессора». – «Я прекрасно понял его вопрос. Знаю, что у меня получится».

Это напомнило мне современные бизнес тренинги, когда в человека вдалбливают уверенность в том, что все, что он задумает, у него получится. Студент нес откровенную глупость, но был настолько уверен в себе, что это обезоруживало. Он так меня поразил, что я поставил ему наивысший балл.

Изобретение – это нарушение ГОСТа. Иначе говоря, любое изобретение – это нарушение правил. Я занимаюсь этими вопросами 25 лет и точно знаю, что студент категорически не прав. Но может быть, именно это мне и мешает. Может, из-за своей уверенности я не смотрю на ситуацию с другой стороны. Специалисты часто находятся в узких рамках своей зашоренности.

Есть классная история о том, как Колумб выступал на важном совещании и делал доклад о том, как открывал Америку. Ему сказал кто-то:

– Ну, и что такого? Просто проплыл на корабле. Любой мог бы сделать то же самое.

– У меня есть яйцо – поставьте его на острый конец, чтобы оно стояло.

Все пробовали – ни у кого не получилось. А Колумб разбил и поставил.

– И что такого? Ты его просто разбил.

– И вы могли бы разбить. Но не разбили.

Это истории о том, что нужно быть уверенным. Техническая грамотность много дает. Технически грамотный специалист очень ценен, и таких сейчас не хватает. Но уверенность не менее важна, чем знания.

Китайцы предложили мне поехать преподавать на кафедре Харбинского университета. Шикарные условия – годовой контракт, жилье предоставляют, зарплата очень достойная.  И не нужно делать ничего, кроме преподавания. Китай сильно рвется в область космоса, потому что во всех остальных областях они уже чувствуют себя очень уверенно. Россия всегда была сильна в космосе, поэтому китайцы хотят подтянуться за счет русских преподавателей.

Я и не отказался, но и не поехал. У меня трое детей, и младшие в таком возрасте, когда с ними нужно проводить время. И чем больше, тем лучше. Это мое субъективное мнение. Дети тем отличаются от взрослых, что взрослые считают, что знают о мире все, а ребенок не знает ничего и у него много вопросов. Ответы он находит в школе, в интернете, а в идеале – у родителей.

Поскольку я преподаватель, мне кажется, я могу более точно дать ответы, чем то, что ребенок сможет найти из других источников. А правильное восприятие мира определяет все

Собираем со студентами робота. Студенты считают, что знают, как делать. Я им объясняю: «Так неправильно». – «А мы все равно будем так делать». Я для них не преподаватель, а завхоз, который поставляет детальки и открывает им лабораторию, где они работают. День делают, два, три – ничего не получается. Мне это было очевидно изначально, но я не настаивал на своем. Через месяц спрашиваю: «Может, попробуем мой вариант, который я раньше предлагал?» – «Ну, да».

Не знаю, как правильно. Сразу сказать, как надо действовать, и научить студентов прислушиваться к старшим. Или дать им возможность неделю, две, месяц совершать ошибки, мучиться, и прийти к правильному решению без подсказок со стороны. Кажется, что второй вариант лучше. Но ведь время уходит.

Человек живет катастрофически мало. Мы не успеваем понять о мире очень важных вещей, и у нас наука в очень зачаточном состоянии относительно мира. Многие вещи мы не знаем, как объяснить, и поэтому закрываем на них глаза. Мы не занимаемся действительно интересными вещами. Например, телепатией. Наука не приемлет такого, и считает, что это дурь.

Мне кажется, нужно жить лет 400, чтобы что-то понять. Мы мало знаем о мире. Но хуже то, что мало кто в этом себе признается. Большинство ученых уверены в своей правоте. Но наши достижения очень скромны. Взять фундаментальные вопросы: «Откуда произошла жизнь? Почему на Земле? Почему ее нет больше нигде? Почему человек живет 70-80 лет, а не 200-300? Откуда берутся болезни?».

Говорят, человек возник в ходе эволюции. Молекула, инфузория туфелька – да. Но человек, его сознание – как это возникло? Считается, что от обезьяны. Мне сложно представить, как из обезьяны возник человек. Это просто теория.

Или вопросы из моей области. Вот радиоволна. Бьем прутиком по воде – пошли волны. Волны видим глазами. Что их несет? Вода. А если радиоволна – что несете ее? Говорят, мол, электромагнитное поле. А что это? Масса вопросов. Начинаешь задумываться, и почва уходит из под ног: и этого не знаем, и того.

Да, есть «айфоны» и прочее, но это мир технологический, искусственный. Сделать новое легче, чем понять то, что есть. Мы научились разные вещи между собой соединять и продавать, но сильно упускаем в фундаментальных вещах. Если бы человек дольше жил или бы просто был более ответственный, то он бы больше занимался фундаментальными вещами. Мне жаль, что я много не понимаю и не успею понять.

Есть физики, которые уходят из науки в буддизм или религию, потому что считают, что это продолжением физики. Изучаешь атомы, потом мельче, еще мельче и начинаешь интересоваться такими более тонкими вещами, как энергия живого существа.

Пришли девочки ко мне с третьего курса на практику: «Дайте нам паяльник, мы хотим паять». Я в ужасе. Это же девочки. Зачем им паять? Позвонил бывшим своим студентам в МТС, и они взяли их на стажировку на 20 тыс в месяц. Девочки счастливы, а паять потом как-нибудь.

Задача высшего образования – дать человеку профессию. Непосредственно обучение в нынешнем ВУЗе профессию не дает. Да, чему-то студенты научатся, расширят кругозор. Как стать плотником? Найти мастера, попроситься в ученики и через 10-15 лет, если повезет, станешь плотником. У ВУЗа таких возможностей нет. Зато мои выпускники работают у всех операторов сотовой связи, что помогает мне время от времени пристраивать туда студентов на стажировку или работу.

А паять – это лишнее. Куда пойдет девочка, которая умеет паять? Что она в резюме напишет? Никому она будет не нужна. Устроится в ящик военный какой-нибудь и доживет до 60-ти лет с паяльником в руках. Ну зачем ей это? Мог бы – в банк отправил, там больше денег. Но раз преподаю связь – пристраиваю к сотовым операторам.

Была когда-то вера в роботехнику, привлекал к этому студентов. Сейчас не верю. Научу их чему-то, а потом что? У нас нет ни заводов, которые делают роботов, ни сервисов, нет этой отрасли. Они не трудоустроятся по специальности, будут страдать. Потому что для счастья человеку, в том числе, нужны работа и зарплата. И отрасль связи им это даст. А роботы - нет. Одни проблемы и мечты о будущем. Плодить несчастных людей не хочется. 

Теги