Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

«В России программистов в четыре раза меньше, чем нужно»

Как выучить ИТ–специалиста и удержать его в Екатеринбурге

«В России программистов в четыре раза меньше, чем нужно»
07 сентября 2017 17:42

Автор:
IMC

Образование давно перестало ограничиваться школой, колледжем и вузом – сегодня человеку любого возраста необходимы более гибкие механизмы для обучения. IMC поговорил с Екатериной Вороновой, которая возглавляет отдел по работе с вузами в СКБ Контур, о программах образования для школьников и студентов, трудоустройстве молодых специалистов и дефиците профессионалов ИТ-сферы в Екатеринбурге.

Екатерина, можешь в двух словах рассказать, чем занимаешься ты и твои коллеги?

Могу в четырёх, но будет непонятно: мы занимаемся ИТ-образованием. Работаем с ребятами, которые хотят связать свою жизнь с ИТ: набираем студентов на наши образовательные программы, помогаем учиться, а в конце надеемся трудоустроить.

Насколько знаю, в каждой большой ИТ-компании есть подобный отдел образовательных программ для будущих специалистов в отрасли. Вы все занимаетесь одним и тем же?

К сожалению, далеко не в каждой, но во многих крупных, действительно, есть. Мы делаем похожие вещи, но под разными соусами: целевая аудитория, подходы к обучению и нагрузке на студентов, технологии. Приведу пример. Талантливые школьники приезжают учиться в Москву, многие студенты после окончания вуза в своём городе задумываются о переезде в столицу. Поэтому крупные московские компании могут сосредоточиться на привлечении студентов старших курсов со всей России.

У нас головной офис в Екатеринбурге, нам важно, чтобы будущие специалисты оставались здесь, поэтому мы работаем не только со студентами, но и со школьниками: профориентируем и честно рассказываем о перспективах в Екатеринбурге. Это только один пример, есть и другие различия.

Хорошо, школьникам – профориентация, а что же вы делаете со студентами? Из того, что ты говорила, сильно понятнее пока не стало.

У нас много программ. Давай расскажу про Школу промышленной разработки. Сокращённо мы её зовём «Шпора».

«Шпора» – это набор занятий с домашними заданиями. Наша работа в том, чтобы разобраться, какие темы полезны, найти экспертов, которые подготовят и проведут занятие, договориться с опытными разработчиками о проверке домашних заданий. Нужно позаботиться о том, где учиться и о вкусных плюшках для участников. А ещё – рассказать студентам, почему им это полезно и нужно, чтобы они захотели участвовать.

И зачем же это студентам? Почему ребята идут на такие программы помимо вузов?

Тут всё просто. Преподаватели, которые постоянно не работают в индустрии, не всегда успевают следить за локальными изменениями в отрасли. Конечно, они дают фундаментальные знания, которые необходимы хорошим разработчикам, но, чтобы выпускнику не пришлось переучиваться на технологии, востребованные на рынке, нужна помощь ИТ-компаний. Кроме этого, образовательные проекты в ИТ-компаниях – это возможность для студентов пощупать руками разные технологии, области компьютерных наук и разработки программного обеспечения, чтобы понять: стоит этим заниматься или нет.

А что делать, если вообще нет профильного образования, а желание работать в ИТ есть?

Тут важно не желание работать в ИТ, а мотивация что-то для этого делать. Например, самый радикальный и эффективный способ – снова поступить в вуз. При этом придётся тратить много времени на учёбу, но зато результат гарантирован.

Менее хардкорный вариант: самообучение, например, онлайн–курсы. Их в интернете просто горы: хорошие и плохие, на разных языках, на разные темы.  Крупные компании часто делают онлайн–курсы по тем компетенциям, которые нужны для работы у них, так что если примерно понятно, куда хочется попасть, есть смысл изучить их материалы. Обычно такие материалы бесплатны: компания берёт на себя все затраты, а от участников требуется мотивация, усердие и некоторые начальные знания.

Ну и вообще, «желание работать в ИТ» не означает, что надо обязательно стать программистом. Есть много технических ролей: тестировщики, аналитики, системные администраторы и проектировщики интерфейсов. Курсы на эти специальности тоже есть в интернете, и кому-то освоить азы этих профессий будет проще, чем программиста.

А еще во всех ИТ-компаниях кроме разработки есть и другие отделы, в которые можно пойти работать: продажи, маркетинг, юристы. Я вот работаю в отделе по работе с вузами.

Ты сказала, что курсов очень много. А как оценить их качество?

Первый вопрос, который нужно себе задать: зачем вам курс? Даже самый крутой окажется пустой тратой времени, если он вам не нужен. Например, курсы гарантируют изучение JavaScript. А зачем он вам? Если хотите сделать сайт, может, надо не учить JavaScript, а использовать конструктор сайтов?

Если курс всё-таки нужен, оценить качество будет непросто. Сами критерии придумать не сложно, но почти все они требуют экспертной оценки, а у экспертов есть более интересные дела, чем смотреть десятки курсов и оценивать их содержание.

Самый простой способ не наткнуться на плохой контент – использовать то, чему доверяешь или спрашивать совета у признанного эксперта

Кое-что можно оценить и самостоятельно. Посмотрите на формат обучения. Если оно только дистанционное, то скорее всего вы не получите практику и оценку по ней. Опытный специалист сможет учиться на таких курсах, но начинающим необходимо получать обратную связь, необходим наставник, который укажет на начальные ошибки и поможет их исправить.

Обратите внимание на программу. Поверхностная, не детальная программа может говорить о том, что авторы и сами не знают, чему хотят учить. Стоит задуматься, если нет хотя бы разбивки тем по урокам

Оцените нагрузку курса, не только занятия, но и домашние задания. Слишком маленькая нагрузка должна вызывать подозрения: невозможно научиться чему-то новому, занимаясь час в неделю. Час в день – уже значительно ближе к делу. Не забудьте решить: сможете ли вы тратить столько времени на учёбу?

Какие образовательные платформы для изучения программирования ты можешь порекомендовать?

Без зазрения совести могу порекомендовать ulearn.me, это наша разработка, где собран качественный контент. Там есть курс по основам программирования на C#, курс по безопасности, который будет полезен желающим участвовать в соревнованиях по программированию, курс по машинному обучению. Еще рекомендую stepik.org – одну из самых популярных онлайн-платформ в России для получения ИТ-образования.

Опытные специалисты в Контуре используют pluralsight.com для оперативного изучения новых технологий. Детям будут полезны платформы CodeMonkey и Codecademy, они в игровой форме объясняют, как работают алгоритмы, как устроен код и как общаться с машиной, чтобы заставить её выполнять команды.

Кстати про детей, а какие образовательные ИТ-программы есть для школьников?

Важнее всего в работе со школьником – заинтересовать, показать, что программирование – это легко и интересно. О том, что это сложно, он ещё успеет узнать в будущем.

Лучшая образовательная программа, которая может случиться со школьником – это крутой учитель по информатике. К сожалению, школьные учителя, загнанные в рамки образовательных стандартов, ограниченные во времени. Ну, в общем, не у каждого учителя информатики получается учить детей программированию.

Есть школы, где учителя по информатике приглашают из отрасли. Например, наши сотрудники работают в нескольких школах Екатеринбурга, правда, скорее в формате дополнительных уроков.

В Екатеринбурге есть множество кружков и активностей, которые обещают заинтересовать и научить программированию. Многие из них действительно могут. Предвосхищая вопрос: понять, какой кружок хороший, а какой нет, сложно. Попробуйте узнать, кто преподаёт или организовывает активность, поддерживают ли ИТ-компании этот кружок или его организаторов, куда поступают выпускники. Список того, что Контур поддерживает в Екатеринбурге есть на нашем сайте в разделе для школьников.

Итак, есть много кружков для школьников, есть множество онлайн курсов и материалов, есть программы от компаний, есть вузы. Все они должны готовить программистов. Тебе не кажется, что это перебор? Может ли возникнуть ситуация «перепроизводства» ИТ-специалистов?

Ах, если бы! В России программистов в 4 раза меньше, чем нужно. Пока что потребность растёт быстрее, чем количество программистов. Я не верю, что перепроизводство может случиться в ближайшие лет 20.

Это в масштабах всей страны. А в Екатеринбурге как дела обстоят?

У нас тоже нехватка. В Екатеринбурге одна из сильнейших школ программирования в стране. Мы конкурируем с 4-5 лучшими вузами Москвы и Питера.

Парадокс заключается в том, что чем лучше у нас становится ситуация, тем больше внимания обращают на нас крупные игроки 

Наших ребят готовы брать на работу в мировые гиганты, в Екатеринбурге открываются офисы разработки крупных российских компаний (например, не так давно в город пришёл Тинькоф-банк, а за пару лет до этого – Сбертех, ещё раньше – Яндекс).

Не могу дать оценку, появляются ли у нас разработчики быстрее, чем растёт нехватка, но точно знаю, что до предельной мощности производства мы ещё не дошли. Что будем делать, когда дойдём, пока открытый вопрос.

Партнерский материал

АвторIMC

Теги