Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

Художники черной манеры

Разговор по душам с художниками–участниками фестиваля меццо–тинто в Екатеринбурге

Художники черной манеры
06 сентября 2017 14:02

Автор:
Елизавета Цепова

C 19 августа в Екатеринбурге работает Четвёртый международный фестиваль меццо-тинто. А 6 и 7 сентября в музее изобразительных искусств пройдут обзорные экскурсии по экспозициям фестиваля. Автор It’s My City встретился с пятью художниками–участниками и выяснил, откуда появляется любовь к «черной манере» (так переводится с итальянского меццо-тинто), какие творческие сложности встречаются на пути художника и как детские воспоминания помогают во взрослой жизни.

Микио Ватанабе - художник, участник конкурса, обладатель гран-при Международного фестиваля меццо-тинто 2017

Я родился в Японии, изучал живопись в Токио. У нас мало возможностей для работы в сфере искусства - если ты закончил образование и остаешься в Японии, то приходится работать не художником, а учителем истории искусств. По натуре я не преподаватель, мне ближе заниматься творчеством, поэтому нужно было уезжать из страны и искать себя в другом месте. Как только я закончил университет в 1977 году, я выбрал Париж как город моего будущего.

Одновременно с интересом к меццо-тинто меня привлекало изображение человеческого тела. До этого никто не пользовался техникой меццо-тинто в жанре ню, я был своеобразным первопроходцем. После 20 лет работы и переезда в Бретань я стал видеть больше светлых красок вокруг и решил отойти от традиционной мрачной техники. Я перевел свое меццо-тинто на белый фон - с технической точки зрения здесь очень много возможностей.

На фестиваль я привез коллекцию картин, которую собрал из своих произведений за последние два года. Они не объединены одной линией, но вместе рассказывают правдивую историю о жизни природы, быстротечности времени и красоте маленьких существ. Здесь белый фон также важен - для его создания я использую тонкие качалки, часть из которых я сделал самостоятельно. Мое любимое произведение из нынешней коллекции - подсолнухи. Эта работа находит особый отклик в моей душе, ведь базировал я ее не только на визуальном впечатлении, но и на душевном.

Недавно я встретил большое поле подсолнухов, они уже увядали. Это напомнило мне кое-что - накануне мне исполнилось 63 года. Я забрался вглубь поля и сидел там очень долго и думал о том, что жизнь движется к завершению, а я словно этот подсолнух со слегка опущенной головой. Может быть это грустно, но все равно безумно красиво. Я тоже скоро состарюсь, но останусь красивым в душе навсегда.

Ифа Лейтон – художница, обладательница премии «За верность традиции и совершенство графического мастерства» фестиваля меццо-тинто 2015

Я родилась и выросла на юге Ирландии в городе Корк, моя студия до сих пор там. Сколько себя помню, всегда держала в руках карандаш или кисть. Когда поступала в университет, мне нужно было сделать выбор между искусством и археологией. Я выбрала второе, начала обучение, но все равно продолжила рисовать в свободное время. Немного подумав, я поняла, что лучше я буду непосредственно заниматься искусством, чем просто болтать о картинах с друзьями.

Мои работы всегда держались в черно-белой гамме, но про меццо-тинто я слышала совсем немного, буквально одно предложение в толстой книге по истории искусств. Минимум информации, ничего онлайн и даже лекторы не были сильны в этом вопросе. И тут мой папа дарит мне набор инструментов для меццо-тинто. Так я столкнулась с этим направлением лицом к лицу.

Герои моих произведений - это животные, которых я встречаю в обычной жизни, а также литературные персонажи. Я ставлю их в ситуации с открытым финалом, который зависит только от впечатления смотрящего. Так я не говорю что-то напрямую, лишь только намекаю на особенности поведения и мышления человека.

Например, моя картина с ребенком, который крепко держит маленькую птицу в руке. В ней два мнения: мальчик слишком крепко сжимает птицу и причиняет ей боль или девочка бережно удерживает птицу в ладони и пытается ей помочь. Я не прячу в изображении определенную историю, вы сами создаете ее.

Мартин Митчелл – художник, лауреат премии «За верность традиции и совершенство графического мастерства» фестиваля меццо–тинто

В детстве меня часто возили в гости к бабушке, которая жила за городом, поэтому я соприкасался с природой каждый день по несколько часов. В те годы я ненавидел такую обстановку, потому что был еще ребенком. Но те маленькие островки природы отпечатались в моей памяти и стали сокровенными воспоминаниями. Сейчас, спустя 40 лет, я все еще возвращаюсь к ним и изображаю их на своих работах.

Мое любимое произведение – «Старая ива», оно написано с места, где я вырос. На заднем фоне прячется озеро, рядом течет река, но на первый план я вынес именно эту иву и дорожку, прилегающую к ней. Работу над картиной начал ранней весной и для хорошей композиции постоянно возвращался к той самой точке за городом, чтобы подкорректировать или ветви, или подрастающую траву.

Марина Лазарева –  художница, почётный гость фестиваля

Как начинающий ювелир я знала, что такое современная гравюра, но однажды на выставке я увидела что-то необыкновенное, пушистое и мягкое. Рядом оказалась женщина, которая познакомила меня с автором картины. Удача повернулась ко мне, и он согласился обучить меня меццо-тинто.

Мои первые гравюры меццо-тинто посвящены Подмосковью, моим родным местам. Но пейзажи там ночные: одна гравюра с фонарем и цветущей вишней, вторая - с заснеженой улицей. Сейчас на фестивале я представляю крымский альбом с дополнительным словом «Возвращение». Это не столько история о возвращении полуострова в состав России, сколько о духовном возвращении сосланной интеллигенции революционных лет обратно домой.

Я взяла в основу каждого листа отдельное стихотворение Бунина – он был вынужден покинуть Родину после событий 1917 года, как и другие великие художники, философы, музыканты. Однако там в другой стране они смогли сохранить свой дух и русскую культуру. Теперь я могу с уверенностью сказать, что крымский альбом - это то, что так давно искала моя душа. Хочется обратить внимание других на нашу ускользающую культуру прошлого века - если мы ее потеряем, то мы не сможем называть себя русскими.

Марк Фризинг – художник, участник конкурса, член жюри, обладатель гран-при Международного фестиваля меццо-тинто 2011

Для меня это уже третий фестиваль меццо-тинто в Екатеринбурге, начинал я также как обычный художник со своей авторской выставкой и получил первое место в своей категории.

Я всегда говорю, что моя любимая картина - это моя следующая работа. сейчас это рисунок двух мальчиков, работающих в цирке. Вдохновением здесь послужили старые европейские картины и фотографии начала 20 века. В центре картины – женщина, которая держит за руки двух мальчиков в цирковых костюмах. Именно в них заключен весь смысл картины о разнице характеров людей. Мне хотелось показать зрителю человеческую натуру, подумать вместе с ним о том, что мы демонстрируем и что оставляем при себе.

Чтобы стать художником меццо-тинто, нужно научиться смотреть на вещи с определенной стороны - здесь речь не о цвете, а о формах. Основной расцвет направления пришелся на 19 век, позже оно не подходило к тенденциям и предпочтениям людей 20 века, где царствовали люминизм, импрессионизм, экспрессионизм и другие «измы». Однако после Второй мировой войны черный цвет стал снова возвращаться в жизнь людей, это было заметно как в дизайне мебели и одежды, так и в изобразительном искусстве. Мне кажется, интерес к этому цвету не заканчивается до сих пор, поэтому темные оттенки меццо-тинто актуальны как никогда. Другое дело, что в 1960–е годы не было даже инструментов для этой техники, а сейчас их можно приобрести в любом большом магазине для художников. Разве это не чудесно?

Фото и изображения предоставлены Екатеринбургским музеем изобразительным искусств

Теги