Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

«На Урале камень — это центр сакральных смыслов региона»

Новый фотопроект резидента «Дома Метенкова» о том, как как камень влияет на жизнь города

«На Урале камень — это центр сакральных смыслов региона»
05 сентября 2017 13:02

Автор:
Елизавета Прибавкина

В среду, 6 сентября, в «Дом Метенкова» открывается выставка пятого резидента фотомузея Варвары Кузьминой, приехавшей на Урал из города Владимира. IMC узнал, как город вдохновлял автора на создание «Новых историй Екатеринбурга» и почему камень стал центральным персонажем фотовыставки.

Какие у вас впечатления от города? Каким вы увидели Екатеринбург и людей?

Меня Екатеринбург изначально сильно впечатлил: я тут уже не первый раз, приезжала год назад на открытие коллективной выставки «Мифологика». Прежде чем, подать заявку на «Новые истории», я много читала о Екатеринбурге, поэтому уже была заочно знакома с городом. К сожалению, в прошлом году мне не удалось его посмотреть город, но зато сейчас я уже восполнила пробелы.

То, что хотелось увидеть в прошлом году стало толчком к тому, что делаю сейчас в своем новом проекте. Екатеринбург — очень живой, тут каждый день что-то происходит. Люди, с которым я общалась, интеллигентные, интересные, но при этом они простые в общении, что сильно подкупает. В Москве процесс коммуникации идет сложнее, здесь же я почувствовала ту самую уральскую душевность. Особенно в людях нравится искренность и отличное чувство юмора.

В социальных сетях вы написали пост о том, что «ищете камень в городском пространстве». Если не раскрывать сразу все карты читателям и будущим посетителям, о чем будет ваша выставка?

Когда я искала темы для проекта, выписывала очень много всего, что приходило в голову. В какой-то момент мне пришла мысль о камне, и я большими буквами написала «камень» в записную книжку. Меня очень интересовал район МЖК (Молодежный жилой комплекс, микрорайон Екатеринбурга, территориально входящий в район ЖБИ. – Прим.ред.), который был построен молодыми комсомольцами. Когда я туда приехала, была поражена. Я увидела амфитеатр, детские каменные площадки, сами Каменные палатки. После этого я стала бродить по городу и увидела, что камень очень сильно проявляет себя в общественном пространстве. Он на площадях, во дворах, в кладке домов.

Камень активно присутствует в городе, но в какой-то момент он стал слепой зоной для местных жителей. Мне как человеку неместному, такое количество камня совершенно непривычно видеть: он начал попадаться повсюду 

Как художник я часто обращаюсь к теме временных слоёв и памяти, исследую пространство, а камень – это концентрированное время, он структурирует пространство, да и вообще здесь ощущается сильная связь камня с Уралом.

Камень будет центральным персонажем на выставке. Шла я к этому с двух направлений, которые изначально не были связаны с камнем, но в итоге все связалось воедино. Первое направление — это архивная часть, посвященная творчеству режиссеров–документалистов Свердловской киностудии Веры Волянской и Леонида Рымаренко. Это классики научно-популярного кино и основоположники советской кинопублицистики, для которых природа и экология стала главной темой, а камень – одним из сквозных мотивов многих картин.  

Например, «Рассказ о камне» 1957 года был новаторским: в нем много работали в технике комбинированных съемок, особое внимание уделяли деталям, выстраивали каждый кадр. Фильм получил Ломоносовскую премию и призы на международных фестивалях в Монте-Карло и Монтевидео, а затем вошел в «ферсманиаду», трилогию, посвященную камню и личности ученого Александра Ферсмана.

Большая часть наследия Волянской и Рымаренко, к сожалению, сейчас уже недоступна, но удалось найти несколько фильмов, связанных с каменной тематикой, например, сохранился фильм «Будь полезен человечеству», и в начале сентябре его можно будет увидеть в рамках кинопоказа в «Доме Метенкова».

Изучая наследие режиссеров, я нашла описание ленты «Кладоискатели», которая почему-то не фигурирует в их фильмографии, найти её не удалось. Это описание стало ключом к работе над собственной серией. Для меня важно, как культурная память города переплетается с настоящим и как она способна вдохновлять сегодня.

Я обращаюсь к камню, как к ритуальному объекту. На Урале камень — это центр сакральных смыслов всего региона. Камень в каком-то смысле подчиняет городской ландшафт, в этом и проявляется та самая уральская идентичность. Город будто бы укрепляется силой камня

Как вы оцениваете выставку предыдущих резидентов Оксаны Юшко и Артура Бондаря «Хочу верить»? Влияет ли на вас опыт работы, предшествующих резидентов?

С Оксаной и Артуром мы познакомились два года назад, когда я была участницей их мастер-класса на фестивале «Фотопарад» в Угличе. Мне, конечно, особенно приятно стать следующим резидентом после них. Их проект интересен тем, что это взгляд на работу с темой двоих художников, и он очень разный. Я не могу сказать, что онповлиял на меня напрямую, но в каком-то смысле они оказались связаны. Во-первых, это мифология Урала, во-вторых, экспозиционное решение Артура и Оксаны определенным образом перетекает в моё.

Ваш проект «Мы сидели тут и принадлежали друг другу», на мой взгляд, схож с идеей выставки о Екатеринбурге. Он тоже про места в городе, которые лично для вас имеют свой смысл. Сложно ли было приехать в незнакомое место и за короткое время создать образ города?

В проекте «Мы сидели тут и принадлежали друг другу» я обращаюсь к своему личному опыту, к собственной мифологии в пространстве города. Каждая фотография — это конструкция, которая воспроизводит и запускает мои переживания, структурирует прошлое через настоящее. Методы работы над снимками были очень разнообразными: от прямой фотографии до полностью сконструированной.

Я часто обращалась к перформативным практикам, добавляла объекты в кадр или входила к него сама. Этот проект получился парадоксальным визуально, прямая фотография в нем выглядит как сконструированная и наоборот.

Работая над «Поэмой о камне», я обращаюсь не к личному опыту, а к мифологии территории. Здесь нет прямой фотографии, и я не вмешиваюсь в ландшафт физически, не вхожу в кадр, не привношу объекты, но конструирую снимки на уровне работы со светом, вдохновляясь кинематографическим наследием Рымаренко и Волянской.

Вообще, мне было любопытно поехать на «Новые истории», потому что последние три года я работала со своим локальным контекстом — центральным регионом России. Я очень хотела поработать с новым для меня пространством. Проект не сложился сразу, иногда я ходила кругами по материалу. Почти весь первый месяц я размышляла, общалась с людьми и в итоге все собралось, стало понятно, как работать.

Выставка Варвары Кузьминой «Поэма о камне» открывается в среду, 6 сентября, в фотографическом музее «Дома Метенкова». Открытие вернисажа в 19:00. В пятницу, 8 сентября, Варвара проведет авторскую экскурсию по выставке. Об остальных специальных событиях можно узнать на странице «Поэмы на камне».

Варвара Кузьмина родилась во Владимире, долгое время жила в Москве, но вернулась в родной город, где начала всерьез заниматься искусством, работая на стыке документальной и арт-фотографии. Выпускница нескольких образовательных программ «ФотоДепартамента», училась в «Свободных мастерских» при Московском музее современного искусства. Варвара — участник выставок в Петербурге, Угличе, Владимире и Тюмени, а екатеринбургский зритель знаком с ней по прошлогодней выставке «Мифологика» в «Доме Метенкова».

Варвара становилась лауреатом «Молодых фотографов России» (2017), дважды брала призы конкурса «Точка на карте. Малые города» фестиваля «Фотопарад» (2016—2017). В 2015-м она также была отмечена жюри конкурса репортажной фотографии памяти Александра Ефремова. Кроме этого, она куратор направления «Фотография» фестиваля «Арт-субъект» во Владимире (2017). Основные проекты Варвары: «625-й, ответьте!», «Мы сидели тут и принадлежали друг другу», «Хранители времени».

Теги