Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

Искусство неповиновения, безумие и урбанизм

Обзор книжных новинок осени

Искусство неповиновения, безумие и урбанизм
29 августа 2017 18:30

Автор:
Лилия Чужова

Лето – это пора затишья и отпусков. И это касается не только людей, но и книжных магазинов. Наступающая осень преподносит целый ворох новинок на любой вкус. ItsMyCity вместе с книжным магазином «Пиотровский» выбрал восемь книг, за которыми можно скоротать прохладные осенние вечера. Найдутся и размышления психиатров о художественном безумии, и яркий роман об итальянском наркобизнесе и даже подборка эссе восставшего из мертвых философа.

Луи-Фердинанд Селин «Банда гиньолей»

Первый в дилогии (вторую часть «Лондонский мост» издатели обещают выпустить к концу года) роман был написан французом Луи-Фердинандом Селином в годы опалы за его расистские и антисемитские взгляды. И по сей день этот писатель вносит смуту в сердца читателей. Одни ненавидят его за сотрудничество с фашистами в годы войны: в 2011 году французский министр культуры Фредерик Миттеран официально заявил, что не признает труды Селина национальным достоянием. Другие превозносят за небывалый литературный талант – автор оказал влияние на творчество таких писателей как Чарльз Буковски, Уильям Берроуз.

«Банда гиньолей» повествует о почти автобиографическом герое Фердинанде, ветеране Второй мировой войны, бредущем сквозь пропахший гарью и развратом Лондон. Книга написана знаменитым стилем Селина – живо, экспрессивно, волнующе и с непременным использованием бесконечных восклицательных знаков и многоточий, о противоречивом применении которых сам автор рассуждает в предисловии.

«Вальтер Беньямин: новые сочинения»

Вальтера Беньямина называют одним из столпов философии и теории искусства начала XX века. Его исследовательский голод был неутолим. Как пишет современный специалист по его творчеству Дэвид Кауфман: «Всегда было трудно точно определить Беньямина. Марксист-уклонист, еврей-еретик, диссидентствующий социальный теоретик, дух деконструкции — он был столь многим для столь многих».

Издательство «V-A-C Press» выпустило «Новые сочинения», включив туда лекцию «Мондриан ‘63 - ‘96» о творчестве абстракциониста Пита Мондриана. Далее издание переходит к ряду интервью и эссе автора, собранным за последние тридцать лет и посвященным проблемам музея, идее подлинности и копии, а также смыслу «мета» - одного из главных терминов в творчестве философа.

Йохан Хёйзинга «Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемнённый мир»

Нидерландский философ и историк Йохан Хёйзинга известен своими фундаментальными работами о западноевропейском Средневековье и Возрождении. И эта книга не стала исключением, несмотря на то, что в ней автор рассматривает человеческую культуру в мрачном контексте надвигающейся на Европу Второй мировой войны.

Еще при жизни Хёйзинга очерк «Тени завтрашнего дня», открывающий книгу, оказался настолько популярен, что был переведен на девять языков. А по словам поэта Мартинюса Нейхоффа, «в магазинах объявления об этой книге вывесили еще за несколько недель до ее появления». В самой книге – тексты об «обнищании» некогда культурной Европы, обезумевшей от страха перед будущей катастрофой войны, рассуждения о неразрывности человека и культуры, и оптимистичные размышления о светлых перспективах послевоенного времени и культурном толчке, которое оно должно принести.

Роберто Савьяно «Ноль. Ноль. Ноль»

Как и в прогремевшем на весь мир дебютном романе «Гоморра», в новом эпосе итальянский журналист и писатель Роберто Савьяно с головой окунает читателя в жестокий и кровавый мир наркоторговли. Являясь наполовину фантасмагорическим художественным вымыслом, а наполовину документальным расследованием, «Ноль. Ноль. Ноль» рассказывает о жизни отъявленных боссов кокаинового рынка Италии и их окружения. Героями книги становятся те, кто задействован в жуткой рыночной цепочке: от курьеров из африканских трущоб до руководителей крупнейших мировых банков, от королев красоты до уличных дилеров.

Для автора нет запретных тем: читатель узнает, чем герои живут, что едят и какую слушают музыку, как разделываются с врагами и как вербуют союзников. Все это написано крайне реалистично и до дрожи увлекательно. После выхода «Гоморры» неаполитанская мафия приговорила писателя смерти и вот уже одиннадцать лет он живет под защитой полиции. Но обидчикам он смело заявляет: «Мафия хочет меня убить не потому, что боится меня, а потому, что боится моих читателей».

«Футуризм и безумие»

В книге, выпущенной московским книжным магазином «Циолковский», собраны труды трех российских исследователей о неизбежной связи футуризма с человеческим безумием, не переиздававшихся более ста лет. Открывают книгу «Рыцари безумия» критика Александра Закржевского, поясняющего, что «безумие» поэтов-футуристов никак не вредит обществу, поскольку ограничено рамками творчества и носит сугубо формалистский характер. В противовес ему психиатр Евгений Радин не может не относиться к футуристам и их порой диким фантазиям как к проявлению душевной болезни, о чем он прямо пишет в своем труде. Но при этом не отрицает и явной художественной ценности футуристической поэзии. Третий исследователь Николай Вавулин смотрит на творчество футуристов уже не как психиатр, но как психолог. Он рассуждает о «сокровенном мире «безумцев», который открылся ему, как только тот отбросил чисто клинический подход врачей к душевной болезни.

Горожанин. Что мы знаем о жителе большого города?

Новый проект Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» исследует многоликий образ горожанина – современного и разнопланового жителя мегаполиса. По замыслу создателей, сборник трудов российских ученых и специалистов должен отвечать на вопрос, как горожане сообща могут развивать мегаполис и что могут в нем улучшить. Среди авторов – искусствовед и архитектурный критик Григорий Ревзин, антрополог Михаил Алексеевский, философи и культуролог Виталий Куренной, ученый-лингвист Максим Кронгауз и многие другие. В книге нашлось место многим темам: от сложного социокультурного климата в крупных городах, проблемах нового городского бизнеса и глубоких антропологических исследований до попытки обобщить горожанина как самостоятельный архетип.

Джеймс С. Скотт «Искусство быть неподвластным. Анархическая история высокогорий Юго-Восточной Азии»

Монография американского антрополога Джеймса С. Скотта, раскинувшаяся на более чем пятистах страницах, посвящена Зомии – уникальному анархическому региону, расположенному на стыке территорий Северного Индокитая, Таиланда, северной Мьянмы, юго-западного Китая.

Название «Зомия» ввел в 2002 году нидерландец Виллем Ван Шендель, чтобы дать общее название этническим меньшинствам, объединенным стремлением противостоять государственному контролю. Жители Зомии – это потомки тех, кого вытеснили в горы, тех, кто бежал от насаждаемого бюрократами и современным обществом тотального контроля. Большинство племен живет по принципу эгалитарности, то есть равного отношения ко всем членам общества.

Некоторые исследователи описывают уклад жизни этих таинственных горцев как примитивный, но Скотт считает, что они осознанно идут на этот выбор, и поэтому, например, вместо оседлого земледелия и выращивания риса, предпочитают клубни, которые легко можно унести с собой или бросить. На территории региона проживает около ста миллионов человек, не желающих платить налоги и подчиняться обязательной воинской повинности или навязанной идеологии. Книга представляет собой редкий шанс познакомиться с жизнью народов, о которых почти ничего неизвестно – ведь они не поощряют даже письменность, страшась угнетения многоликой государственной машиной.

Йоан Петру Кулиану «Эрос и магия в эпоху Возрождения. 1484»

Выдающийся специалист по истории религии, поздней Античности и оккультизму Йоан Петру Кулинау сбежал из родной Румынии в Италию, отказавшись сотрудничать с румынской тайной полицией Секуритате). Одним из итогов этого вынужденного путешествия стала книге, в которой автор обращается к личности мага и исследует, как она может влиять на массовое сознание посредством манипуляции.

Автор утверждает, что магия напрямую связана с эросом: ведь маг, как и любовник, обольщает и строит вокруг желаемого объекта сложные «ловушки». Тот, кто жаждет покорить слушающего, применяет одни и те же психологические приемы, что мистик на потустороннем сеансе. Маги, ораторы, мошенники, обольстители – все они по сути просто искусные манипуляторы. Также Кулиану опровергает общепринятое мнение о том, что мышление человека в эпоху Возрождения существенно отличается от нашего – для этого он разбирает творчество ученого (кстати, и мага тоже) Джордано Бруно, называя его «великим манипулятором».

Фото: Ozon.ru, Corpus.ru

Теги