Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

От «несуразицы» до «подставы»

Театральные деятели Екатеринбурга об аресте Кирилла Серебренникова

От «несуразицы» до «подставы»
28 августа 2017 19:10

Автор:
IMC

На прошлой неделе, 23 августа, российского режиссера и основателя «Гоголь–центра» Кирилла Серебренникова отправили под домашний арест по обвинению в мошенничестве с бюджетными средствами. Решение суда вызвало большой резонанс: в день заседания у здания Басманного суда Москвы в поддержку Серебренникова собрались сотни людей, за него поручились российские режиссеры, актеры, журналисты, его освобождения потребовали Европейская киноакадемия и Ассоциация театральных критиков, а под петицией в защиту режиссера на сайте Change.org подписались Кейт Бланшетт, Теодор Курентзис, Томас Остермайер и другие деятели культуры мировой величины.

It’s My City спросил у театральных деятелей Екатеринбурга о том, как они относятся к аресту режиссера, изменится ли после этого государственная политика по отношению к региональным театрам, будут ли они поддерживать «Гоголь Центр» и Кирилла Серебренникова и возможен ли современный театр без господдержки.

Илья Ротенберг, главный режиссер Театра юного зрителя

Фото: страница Ильи Ротенберга в Facebook

Отношение от всего этого у меня тревожное. По двум причинам. Во-первых, мне трудно вообразить сам факт, что Кирилл Серебренников может быть уголовным преступником. С Серебренниковым мы лично не знакомы, но я видел некоторые его спектакли и считаю, что он – сильнейший режиссер.  То, что он задержан по такому обвинению – просто в голове не укладывается. Во-вторых, тревожит сама ситуация. Если отталкиваться от опыта последних громких дел, можно ожидать чего угодно, но не справедливого суда. Сама система дает понять, что занимается она не правосудием, а устрашением, запугиванием, давлением, указанием вам и мне, кто мы такие и на каком месте должны быть.

Даже Ирина Прохорова не смогла ему помочь, хотела поддержать реальным поступком – и не смогла. Все, что могу я – только говорить об этом. Но если бы в тот день я был в Москве, то весь день провел бы у Басманного суда, присоединился бы ко всем этим людям. К людям очень разным, разных поколений и эстетических взглядов.

Года три или три с половиной тому назад я был приглашен на заседание Президиума совета по культуре, где был президент, министр культуры РФ и виднейшие театральные деятели. Я хорошо помню слова о том, что нужно обязательно увеличивать субсидии на содержание театров для детей. Прошло три с половиной года, и в реальные действия эти слова не превратились. Это все болтовня.

Я думаю, что никакой культурной политики в отношении нестоличных театров просто нет. Все решается на местах по чьим-то договоренностям

 Хорошо, если местный чиновник лоялен к театру, как-то ему помогает. Либо господерржка и театры, выполняющие госзаказ, либо какой-то закон, поддерживающий частные инвестиции на создание частных театров. Но чтобы сосчитать частные, хватит пальцев на одной руке. Нам повезло, что мы живем в одном городе с Колядой. Но это явление очень редкое, практически невозможно, потому что театр – это дорогое удовольствие. Важное, необходимое, но при этом дорогое. Какой-то серьезный, большой, академический, экспериментальный театр без господдержки невозможен.

Евгений Сивко, главный режиссер Екатеринбургского Театра кукол

Фото: страница Евгения Сивко в Facebook

То, что произошло с Серебренниковым – несуразица нашей системы. Любого руководителя можно посадить, потому что сама система получения грантов ущербна. Неправильно описал проект – посадили. Серебренников делал качественные проекты, работал как художник. Его подвел невнятный менеджмент. Мы будем поддерживать его, как сможем. 

Все это – сигнал. Скорее всего, будут закручиваться гайки. Сейчас готовится большой проект закон о театре, и как только будет принят – посмотрим, как все изменится.

Кирилл Стрежнев, Народный артист России, главный режиссер Свердловского академического Театра музыкальной комедии

Фото: Областная газета

Я даже мысли не допускаю того, что этот выдающийся режиссер мог связаться со всем этим. Это явная «подстава», и я думаю, что людям, которые занимаются делом, нужно просто внимательно посмотреть на окружение, а не на Серебренникова. Он большой художник. И если поступят инициативы, то мы, конечно, выступим в его поддержку.

Изменится ли теперь государственная политика в отношении театров – сказать трудно. Я думаю, что политика – она как спрут, идет из Москвы по всей стране. Естественно, эти события вызовут какое-то отражение.

Мировая практика больших репертуарных театров показывает, что и Ковент-Гарден, и Гранд-Опера, и Метрополитен-опера без господдержки не обходятся 

Маленькие театры существуют, но они пользуются государственными грантами. Надо искать способы взаимодействия с государством для того, чтобы выжить, потому что театр – очень дорогое искусство, и, к тому же, неприбыльное.

Наталья Санникова, директор театральной платформы Ельцин Центра «В центре»

Фото: страница Натальи Санниковой в Facebook

Как можно относиться к абсурду, который на наших глазах становится реальностью? Придумать и построить театральный проект с целью хищения денег – это как построить атомную станцию с целью отопления дачного домика.

Люди, которые работают в театре, прекрасно понимают, скольких трудов, усилий, нервов стоит выпустить спектакль, не говоря о том, чтобы все сделать с нуля. Если театральное сообщество промолчит, то есть все шансы, что это повторится

Мы будем поддерживать Кирилла Серебренникова, правда, не знаю пока, в какой форме. Это зависит от артистов и режиссеров, с которыми мы вместе работаем. Режиссер Александр Кудряшов, например, перед своим спектаклем сказал о своей поддержке Серебренникова.

На мой взгляд, после ареста большинство театральных директоров станет еще осторожней в выборе репертуара и в своем подходе к приглашению режиссеров, потому что даже по классической пьесе можно выдать дерзкий спектакль, который кому-нибудь не понравится (именно кому-нибудь, тут вариантов много, никогда не угадаешь, будет это активист или начальство).

Понятно, что содержать большое здание и большую труппу без господдержки немыслимо. Маленьким театрам и театральным проектам в этом отношении проще. Мне кажется, молодые режиссеры со своими артистами будут уходить и уже уходят в неформальные театральные пространства, в иммерсивный театр. У нас сейчас выросло целое поколение молодых талантливых режиссеров. Они придумают, как это сделать. Важно, чтобы хотя бы там их оставили в покое и не мешали работать.

И вот еще одно замечание в связи с делом Кирилла Серебренникова. Слово «интеллигенция» внезапно снова стало актуальным, освободившись от иронического оттенка, который все последнее время висел на этом слове ярлыком.

Антон Бутаков, актер, главный режиссер Центра современной драматургии

Фото: страница Антона Бутакова в Facebook

Если бы люди из органов хотели действительно распутывать сложные финансовые махинации,  то вряд ли они пошли бы в театр. Все уже знают, где, кто и сколько. А задержание Серебренникова – это стоп–сигнал. И я думаю, те, кому он адресован, уже это поняли. Плюс эта заваруха началась не с задержания, все началось гораздо раньше. В данной ситуации Серебренников лишь рычаг и инструмент давления.

Я могу выразить свою точку зрения лично и сказать ее кому угодно, но пользоваться для этого театром я не буду. У нас другие функции и цели.

В прошлом сезоне мне довелось поработать в государственном театре, и я знаю их девиз: «Сиди тише – будет лучше». А вот маленьким частным театрам, наоборот, надо больше шуметь

ЦСД – маленький театр, в прошлом сезоне мы получили небольшой грант от Союза театральных деятелей. Нам никто особо не помогает, только зрители, собственно поэтому у нас особое отношение  к каждому заходящему в наш зал. Нам приходится постоянно что-то придумывать, привлекать разную публику. За счет этого мы стали очень открытым театром, куда может прийти любой человек и рассказать о своем предложении или проекте.

Возможен ли современный театр без господдержки? Никто никому ничего не должен – придут и сами дадут. У нас есть руки, ноги и головы, так что мы выкрутимся.

Дмитрий Касимов, главный режиссер Камерного театра

Фото: страница Дмитрия Касимова в Facebook

Этот арест стал болевой точкой для современной российской культуры. И то, что все происходит в год столетия Февральской и Октябрьской революций, делает эти событиями насмешливо-зловещим. Поэтому это не примета времени, это напоминание о том, как закалялась сталь.

Всеволода Мейерхольда пытали во время ареста, его жене и актрисе Зинаиде Райх выкололи глаза – вот как поступила власть с великим русским режиссером и его актрисой. Режиссера Соломона Михоэлса задавили грузовиком. В этом году изгнан Павел Павленский, продолжаются нападки на «Матильду» Алексея Учителя, в Большом театре отменяют балет «Нуриев», разворачивается дело Серебренникова и «Седьмой студии». Возникает вопрос: неужели история нас ничему не научила?

Мы сейчас готовим спектакль «Обэриуты» посвященный поэтам и художником, которые прошли через тоталитарный каток 1930-х, взрослые стихи которых не печатались, а сами поэты подвергались страшным нападкам в прессе, и это были зубодробительные рецензии.

Серебренников сегодня как обэриут в тридцатых: его спектакли многие люди не смотрели, но осуждают и верят, что он преступник. Я его спектакли видел. Его «Пластилин» лично мне мозг встряхнул, я понял, что появился совершенно другой, новый театр, новая драматургия. Он сильно встряхнул театральную Москву, а в современной режиссуре заблистали по-новому легендарные артисты.

Я стараюсь не заниматься прогнозами: у нас в стране может все измениться в любой момент. Есть те, кто не любит Серебренникова и не будет никак реагировать. Есть те, кому пофиг и будут те, кто станет с осуждением доказывать, что это надо запретить. Лично я поддерживаю Кирилла Семеновича и желаю ему терпения и сил вынести то, что с ним проходит сейчас

Театр без господдержки возможен. Есть пример Николая Коляды, у него театр частный. Студия театрального искусства Сергея Женовача появилась как частный театр. Но музыкальные, детские театры невозможно представить без господдержки: они не выживут. Должно ли государство поддерживая финансово театр, следить за чистоплотностью и финансовой гигиеной учреждения культуры? Конечно. Деньги, выделенные на спектакль, должны тратиться на спектакль, а художник не должен быть голодным и запуганным. 

Материал подготовили Дмитрий Ханчин и Вячеслав Солдатов.

Фото Кирилла Серебренникова: Александр Каргальцев | Flickr

АвторIMC

Теги