Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

Город, который увидел Джонсон

Фотовыставка «Свердловск-Екатеринбург 1960-1990-х» как портрет неизвестного города

Город, который увидел Джонсон
17 августа 2017 18:42

Автор:
Ирина Ризнычок

В «Доме Метенкова» открыта выставка Владимира Якубова (1949-2016), фоторепортёра «Уральского рабочего» и газеты «На смену», в дружеских кругах получившего шутливое прозвище «товарищ Джонсон». Уже год как легендарного фотокора не стало, а его необъятный архив скрывает множество не попавших в официальную печать кадров. Ко Дню города автор IMC рассказывает, как фотографу удалось снять абсолютно типические свердловские виды необычно и показать город в совершенно необычном ракурсе.

Часовая башня свердловской администрации, снятая непривычно -  не парадно-фронтально, а сквозь густые ветви деревьев, строгие ячейки типовых многоэтажек с окраин, и выхваченные из толпы портреты задумчивых горожан. Неформальность, кажется, здесь возведена в квадрат: помимо черно-белых снимков Свердловска-Екатеринбурга на выставке представлены ироничные автопортреты, личный фотоаппарат, оборудование для проявки-просмотра. И  машинописная биография на чуть помятом, желтом листе бумаги – с авторской орфографией и неровным стилем.

«Джонсон» - Якубов,  неугомонный шутник и весельчак для большинства окружавших его людей, в своих неканонических снимках Свердловска неожиданно строг и серьезен. Здесь новенькие автомобили, отражающие сверкающие витрины вечернего кафетерия, огни Свердловска и тонущий в ночной черноте город. А рядом – случайный портрет прохожей: из-под густой челки и поднятого «по моде» воротника-стойки взгляд бесконечно одинокой женщины с еле заметной слезинкой в уголке глаз.

Свердловск Якубова тих и безлюден: здесь нет парадов, задорных рабочих и пионеров, зато есть плывущие в небе облака, чистая геометрия зданий и полупустые квартиры. Фотограф будто бы подглядывает за городом, всякий раз заставая его врасплох - сквозь арки, кованые решетки ограждений (узнаваемо свердловские) он видит его непричесанным, пустым и сиротливым.

Резкие и глубокие контрасты светотени, усиливающие драматизм снимка, минимализм кадра (фотограф спокойно отсекает всё лишнее) и внимание к одной-двум деталям - таков набор любимых приемов нетипичного фотокорра и скромный привет прославленному американцу Ральфу Гибсону, а то и самому Александру Родченко.

«Джонсон» признавался, что ему «нравится снимать репортажным, а не постановочным методом, без режиссуры», но назвать его кадры случайными язык не повернется – здесь всё просчитано, но не заранее, а мгновенно, с первого взгляда

Сама экспозиция с ясной рифмой сюжетов и форм визуально безупречна: здесь купол городского Цирка, «Белый дом» и телебашня соседствуют с лицами людей, взятых крупным планом естественно и ритмично. К слову, отбор фотокарточек из отцовского архива проводил наравне с куратором сын «Джонсона» Антон Якубов, по-хулигански преобразивший один из снимков недостроенной телебашни (которая медленно то вытягивается вверх, то вновь опускается вниз в созданной Антоном компьютерной анимации).

Прекрасно рифмуясь с размещенной в соседних залах выставкой Фарита Губаева «Неофициальная страна», непарадный и оттого естественный Свердловск Якубова демонстрирует внутреннее раскрепощение в условиях несвободы. И здесь всё зависит от оптики: рассматривая Владимира Якубова исключительно как корреспондента официальных советских изданий, мы увидим внезапно глубокого мастера, плохо сочетаемого с образом весельчака-балагура. Но если попытаться вписать его пустынный город в контекст мировой фотографии, где Ральф Гибсон мирно соседствует с Александром Родченко – выходит, что «Джонсон» был не одинок.

Из машинописной автобиографии Владимира Якубова:

«Работать в газете мечтал с 6-го класса, занимался немного в фотокружке городской станции юных техников, но, признаться, ходили мы туда с друзьями одноклассниками еще и потому, что фотолюбительством в ту пору увлекались и симпатичные старшеклассницы из соседних школ. Так что недостатка в моделях не было. Участвовал в выпусках стенных газет в школе и районе, тогда же вместе с одноклубниками стал выставляться на городских и областных фотовыставках. А самый первый снимок в газете появился в феврале 1965, назывался он «Мечтатель». Позже, после окончания школы я пришел работать в «Каменский рабочий». Позднее довелось работать в штате таких газет как «На смену!» и «На страже», «За тяжелое машиностроение» и «Всегда на страже». В последнее время работаю в газете «Уральском рабочем».  Печатался почти во всех областных газетах, в центральных газетах и журналах – «Огонек», «Кругозор», «Работница», «Правда», «Известия», «Комсомольская правда». 

Фотовыставка Владимира Якубова «Свердловск-Екатеринбург 1960-1990-х» будет работать в фотографическом музее «Дом Метенкова» на Карла Либкнехта, 36 до 14 сентября. 

Теги