Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

ТАСМА уполномочена заявить

Выставка «Неофициальная страна» как путь от ностальгии по СССР к принятию сегодняшней России

ТАСМА уполномочена заявить
09 августа 2017 18:20

Автор:
Ирина Ризнычок

В четверг, 10 августа, фотографический музей «Дом Метенкова» отмечает свое 19-летие. Подарки ему уже начали дарить: сегодня стало известно, что к ноябрю 2017 года у здания музея обновят фасады и крыши. Перед «почти юбилеем», как называют завтрашний праздник в музее, автор IMC рассказывает о большой выставке, которая работает в «Доме Метенкова» в эти дни.

«Неофициальная страна» Фарита Губаева, казанского фотографа, одного из основателей группы «ТАСМА», – это черно-белые документальные кадры из жизни советской и перестроечной России, снятые преимущественно в 1970-1990-е годы. Здесь и национальный праздник Сабантуй, и первый съезд бардовской песни в Казани, и Соловецкие острова, и портреты зеков. А рядом - великих Андрея Тарковского, Святослава Рихтера и Евгения Евтушенко. Эти снимки, лишенные и намека на постановочность, полны смыслов: от тонкой иронии по поводу нелепостей жизни до признания в любви порою неказистым, но дико обаятельным людям.

Экспозиция «Неофициальной страны» органично вырастает из авторских серий Губаева. Так, в первых комнатах – репортажные снимки Татарстана без прикрас и лака. Вот в кадре кухня театрального общежития с кастрюльками, ведерками, терками и хламом советского быта. Хозяйки суетятся у плиток, а у окна – почти в сценической задумчивости сидит женщина, своей статичностью нарушающая привычное копошение переполненной людьми и вещами жизни.

Поклонник классика репортажной фотографии Анри Картье-Брессона, Губаев тренирует свою чуткость, и его цепкий взгляд безошибочно ловит «решающий момент», когда глаза женщины (не то актрисы, не то театральной уборщицы) завораживают и притягивают, превращая окружающее в суету сует.

Фарит Губаев. Из серии «Первая служба в храме Петра и Павла». Казань, 1990

Фарит Губаев стал одним из основателей неформального объединения «ТАСМА», выросшего в Казани в 1974 году из кружка фотолюбителей. В поисках альтернативы привычной советской фотохронике они снимали деревню, татарские праздники без салонной эффектности (чем были близки другим неформальным школам этого периода – новокузнецкой и литовской).

Следуя заветам Брессона, казанские фотографы создавали свой стиль репортажной съемки, где автор неотделим от подвижной ткани своего снимка, в которой ругаются, выпивают, женятся, целуются и просто смеются – открыто и по-честному

Фарит Губаев. Из серии «Деревенская свадьба». Татарстан, 1986

Губаев - «свой в доску» повсюду: и в гуще гуляний на свежем воздухе (серия «Сабантуй»), и в унылой обстановке тюремной камеры («Исправительно-трудовой…»). На брутальной мужской попойке («Деревенская свадьба», 1986), один из участников сердобольно протягивает в объектив надкушенный пирог, в то время как его сосед безудержно хохочет, по-детски открывая беззубый рот. Рядом – дамский армрестлинг на лоне природы, лицо одной из участниц исказилось в дикой гримасе, а зрители – сплошь мужчины.

Чуткость фотографа позволяла войти в доверие и к известным людям. Губаев с азартом пересказывает истории создания портретов Андрея Тарковского (поначалу вовсе сниматься не желавшего), Альфреда Шнитке (чей портрет фотограф сделал несмотря на все запреты супруги композитора, пока та ходила за хлебом), и Евгения Евтушенко. На снимке 2014 года последний – уставший поэт за кулисами сцены, преображавшей его даже во время болезни.

Фарит Губаев. Евгений Евтушенко. Казань, 2014

Отчего так волнительны встречи с живой, неприкрашенной историей, рассказанной без парадного марафета и театральщины? Среди прошедших в Екатеринбурге выставок на тему альтернативной истории вспоминаются неформальные снимки из семейных альбомов советских граждан в «Жизни других» (ГЦСИ, 2013), фотографии из следственных дел и реэмигрантов в «Прекрасных незнакомцах» («Дом Метенкова», 2017), и, наконец, снабженные дневниковыми записями любительские кадры Михаила Пришвина, в которых – боль, сожаленье и надежды человека в эпоху большого террора (Ельцин Центр, 2017). Выставка Губаева хорошо вписывается в этот ряд и снова демонстрирует внутреннее раскрепощение в условиях тотальной несвободы.

Фарит Губаев. Из серии «Остров Соловки». 1984

Успех экспозиций, посвященных реальной советской действительности - не столько дань ностальгии. Скорее, это групповой сеанс терапии по изживанию травм, нанесенных тоталитарной машиной, а также попытка примирения с собой сегодняшним. Вот тут в ход и идут личные архивы, дневники, откровенные истории людей и собранные по крупицам воспоминания. Огромный пласт истории, который постепенно выходит на поверхность из-под фальши, шаг за шагом переводя недавнее прошлое в настоящее. Туда, где мы можем, наконец, узнать себя получше.

Фарит Губаев. Из серии «Сабантуй»

Фарит Губаев (1951, Казань) - фотограф, заслуженный деятель искусств Татарстана, член Союза фотохудожников России, Союза фотографов Татарстана, Московского союза художников-графиков, Союза журналистов России и Международной конфедерации журналистов. В 1970-е был среди основателей казанской фотогруппы «ТАСМА» (казанской школы фотографии), которую возглавлял на протяжении десятилетия. Работы Фарита Саитовича выставлялись по всему миру - от Казани, Москвы, Вильнюса, Таллина и Риги до Парижа, Вашингтона и Нью-Йорка. Губаев также неоднократно выступал как куратор. Принимал участие в подготовке альбома «Россия. Столетняя история в фотографиях», выпущенного впервые издательством «Random House» и переиздававшегося в десяти странах.

Свой день рождения главный фотографический музей города отметит 10 августа в 18:00. Во внутреннем дворике «Дома Метенкова» пройдет концерт московского проекта DEF, презентация фотоигры «Я и Екатеринбург» и открытие библиотечной секции. Подробнее о других фотовыставках города читайте в нашем материале.

Теги