Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

Для чего Екатеринбургу нужен логотип

Дизайнеры, архитекторы и искусствоведы обсуждают логотип Екатеринбурга к 300-летию города

Для чего Екатеринбургу нужен логотип
02 августа 2017 16:48

Автор:
Елизавета Прибавкина

В июле на Официальном портале Екатеринбурга был выбран логотип к 300-летию города. Логотип с образами Водонапорной башни, дома Севастьянова и гостиницей «Исеть» набрал 51 % процент голосов и занял первое место в онлайн-голосовании. Мы решили узнать, что думают о юбилейном знаке города профессионалы: дизайнеры, искусствоведы и архитекторы.

Павел Бучик, дизайнер

На мой взгляд, логотип выглядит несовременно. Он выполнен в отрыве от сегодняшних тенденций, которые заключаются в уходе от «разжёванности» смыслов. Этот логотип перегружен, излишне массивен. По моим наблюдениям, ум человека любит угадывать, узнавать смыслы, а не просто читать их напрямую. Это скучно. Например, необязательно было изображать эти здания, как и указывать даты существования города.

Люди без логотипа чувствуют идентичность города, поэтому он не должен ее обозначать. Идентичность заложена в менталитете жителей города, в его истории. И она лучше всего раскрывается в общении с городской средой, случайным прохожим или книгой об истории города.

У логотипа другая цель. Если проводить аналогию с интернетом, логотип должен быть просто своего рода ссылкой на город, которую хочется кликнуть, проверить. Порой достаточно очень лёгкого графического намёка для того, чтобы в уме зрителя начали всплывать образы. Этот намёк может быть дан через цветовую схему или скромную, но продуманную, линию.

Важность логотипа зависит от того, насколько яркие впечатления город оставляет у приезжающих сюда туристов. Если он ничем людей не впечатляет, то даже наиталантливейший логотип не будет иметь успеха. Следовательно, нет особого смысла его создавать. Иными словами, не так важно создание логотипа, как создание определённых условий в городе, благодаря которым логотип наполнится эффектным смыслом и рекламным потенциалом.

Логотип никак не формирует стиль города, это лишь вершина пирамиды под названием «город». И вершина эта должна быть созвучна всей пирамиде. На стиль работает и айдентика, в рамках которой используется логотип, и прежде всего, отношение властей к виду улиц.

Айдентика может быть сколь угодно замечательной, но она будет беспомощно смотреть на прохожих с забрызганного грязью плаката на какой-нибудь остановке, пока сам город окутан проводами, измождён безудержной безвкусной наружной рекламой и прочим визуальным мусором

В этом случае стилем города будет являться лишь мешанина из всего этого мусора. Нужно отойти от мышления отдельными единицами: логотип, стиль, город, люди. Всё это – единая структура.

Ашот Карапетян, архитектор

Я считаю, что логотип перегруженный: в нем много цветов, градиентов, силуэтов, символов. Я уверен, может быть более изящное воплощение всех тех смыслов, которые закладывали авторы.

Видно, что в оформлении использовали цвета флага Екатеринбурга, которые символизируют природные богатства и промышленность, Уральские горы и реку Исеть. Все это, конечно, является неповторимым. Но когда я смотрю на логотип, больше всего бросаются в глаза силуэты зданий, которые очень узнаваемы.

В описании к логотипу сказано, что он символизириует три эпохи и три здания истории Екатеринбурга. Первая эпоха - 1723-1807 с водонапорной башней. На самом деле, башня у Плотинки была построена в 1880 году. Дом Севастьянова - в середине 19 века, так что их можно менять местами. Но лучше рассмотреть реальные постройки той эпохи, если сохранять идею логотипа «три эпохи - три архитектурных формы».

Также авторы решили не брать постсоветскую эпоху, в которой многое поменялось, сменилось поколение, для которых город - это не три символизирующих цвета и три архитектурных формы, а нечто совершенно иное.

Павел Путинцев, доцент кафедры актуальных культурных практик ЕАСИ, кандидат искусствоведения

Этот логотип не удивляет, не производит wow-эффекта. Это крепкий знак с точки зрения графических построений, имеющий логичный символический ряд, в котором всё на месте. Настроение колористики стряхивает налёт некой архаичности, но всё-таки остаются вопросы: где жизнь, где будущее, где город для людей?

Если говорить об идентичности, как об отпечатке пальца, то логотип отображает ее полностью. Кто скажет, что изображённые объекты не символизируют облик города, не являются слепком с его «лица»? Если говорить об идентичности как о неосязаемой материи (поведение, настроение, дух места и прочее), то сегодня в нашем городе не всё так линейно, угловато, индустриально.

Главное достоинство и главный недостаток знака в том, что исключительно здания не могут отображать особенность города. Это только его ткань, «телесная» оболочка. Лично мне не хватает в логотипе сюжета, происходящего с этими зданиями. На фоне —жёсткая столбчатая диаграмма, пилоны и зеркала одновременно. По эмоциям это напоминает ныне не существующую, но установленную некогда на плотине «Краснознаменную группу». И речь не о визуальном сходстве.

Логотип для 300-летия города — это важная символическая часть коммуникаций города, его бренда. Любое крупное событие в жизни человека, будь то свадьба, юбилей и прочее имеют свои визуальные атрибуты, своё символическое выражение: костюмы, антураж, ритуалы, знаки. Город точно так же репрезентирует себя внешнему миру и родным людям (горожанам), заявляет о своём статусе. А логотип в этой истории — одна из культурно-символических деталей, которая также решает и ряд коммерческих задач.

Конечно, сам по себе графический символ туристов в город не заманит. У него и задачи такой нет. Главная задача логотипа и системы айдентики в целом — создание узнаваемости города в пределах коммуникаций: маркетинговых, брендинговых, рекламных. Кому нравится, тот может назвать всё это маркетингом.

Привлекает людей в город сам город, его возможности, происходящие события

Когда всё это складывается в узнаваемую визуальную (и не только) систему, тогда у людей возникает общее представление о городе в рамках праздника, создаются эмоциональные связи. Известны примеры, когда логотип города становился больше, чем логотипом. Например, знаменитый I ♥ NY Милтона Глейзера.

Анатолий Иванов, digital product designer

Из хорошего отмечу, что есть заказ города на улучшение визуальной культуры, что очень радует. Екатеринбург отчаянно нуждается в создании узнаваемого образа и хочет с блеском отметить круглую дату. И тут все становится сложнее.

На самом деле, не так важен сам логотип, как общий стиль. Достаточно было написать «Екатеринбург — 300 лет» хорошим шрифтом или даже лучше от руки и графически обыгрывать шрифтовое написание. И главное — больше ресурсов направить на создание сильных ключевых визуальных образов (key visual), много работать непосредственно с контентом и подключить сильного копирайтера.

Один логотип не работает без окружения

Непосредственно сама победившая работа представляет собой совсем не логотип, а довольно слабую иллюстрацию. Почему? Ответ очень прост - будет ли кто носить такой логотип, напечатанный на футболке или другой сувенирной продукции? Кроме волонтеров - ответ очевиден.

Есть вопрос и по самому конкурсу: почему туда не подключали профессионалов, дизайнеров, дизайн студии? Пары рассылок было бы достаточно, чтобы получить результат. Второй момент — народное голосование далеко не всегда объективно, из ближайших примеров — выбор логотипа парка Зарядье в самом центре Москвы. То, что выбрали там, в комментариях не нуждается.

Владимир Типикин, заведующий кафедрой графического дизайна в УрГАХУ

Логотип к 300-летию Екатеринбурга имеет свою историю. Он такой получился благодаря техническому заданию на разработку, составленному по результатам открытого конкурса. Поэтому он сложен по форме и цвету и отражает композиционный подход в проектировании знаков. Считаю, что авторам удалось создать удачную композицию, отражающую динамику развития города и придать ей модную на сегодня трендовую форму.

Являет ли он нам прорыв в дизайне знаков? Нет. Не очень лаконичен, мало эмоционален. Новаторским его не назовёшь. Но одно дело профессиональная оценка, другое дело — функция, которую он несёт. А с ней он справляется хорошо. Запоминается, идентифицирует, защищает. Для жизни этого достаточно.

По поводу идентичности. В чем идентичность города с неоднозначной историей, благодаря тяжелой судьбе страны практически мгновенно превратившегося из золушки в принцессу? В жителях, в зданиях, в ментальности? «Здесь климат своеобразный разный народ и системы разные», поет Олег Ягодин в «Кураре». Откуда черпать идентичность? Вроде все знают, что у нас прекрасное собрание архитектурных памятников конструктивизма. Эклектика тоже интересная. Логично их логотипировать. А узнать здания, представленные в логотипе, можно.

Другое дело, что архитектурная история нашего города заканчивается в знаке лет 90 назад. А как же новая архитектура, архитектура будущего? Я знаю точно, что в Екатеринбурге не слишком зацикливаются на прошлом. Вперед и вверх - вот лозунг горожан. Если логотип отражает эти тенденции, значит и он будет формировать стиль города.

Что бы не говорили о наших небоскребах, но именно они сегодня являются визитной карточкой Екатеринбурга

Слово «Логотип» можно перевести как «отпечаток идеи» (Logos – в переводе с греческого значит не только «слово», но в первую очередь «идея»). Вот этот отпечаток идеи и важно фиксировать хотя бы для популяризации и продвижения города. Для Екатеринбурга нужны логотипы. Пусть их будет много. Ведь название-то остаётся. А смысловая нагрузка пусть показывает «системы разные», рассказывая нам и гостям о городе в его проявлениях.

И не надо забывать, что создание логотипа – это процесс, как и сама жизнь. И вся прелесть этого заключается в большей степени в процессе, чем в результате. Конечно, яркий запоминающийся логотип будет раскручен в средствах массовой информации по всему миру и привлечёт людей в Екатеринбург.

Логотип Екатеринбурга сегодня – это пока замечательная возня вокруг его логотипа

Дина Белик, дизайнер

Логотип не отображает образ города. Первые ассоциации связанные с Екатеринбургом - это промышленность, горы, освоение, конструктивизм. А в логотипе лишь архитектура. И наш город не ограничен красной линией да памятниками прошлого, в Екатеринбурге множество уникальных символов и особенностей помимо исторических зданий.

Возможно, я бы косвенно затронула тему границы Европы-Азии, это наша особенность. Отобразила символично промышленность (или исторический символ)  и стремление к развитию. Те для меня важно сделать логотип более разноплановый и при этом более лаконичный.

И по-моему, сам по себе логотип навряд ли привлечёт в Екатеринбург людей, для этого важно разносторонне развивать сам город Самый яркий пример здесь это Казань. Какое-то время назад о ней заговорили, и многие захотели посетить. И ведь не потому, что увидели классный логотип. Я вообще логотип Казани не видела. Здесь должен работать сложный комплексный подход к теме города, к идее города.

Теги