Подпишись на нашу группу в Facebook

«Архитекторы не должны свысока рассказывать, как всё должно быть»

Реставрация главных улиц города: пример Нового Арбата и Садового кольца

«Архитекторы не должны свысока рассказывать, как всё должно быть»
27 июля 2017 17:44

Автор:
Елизавета Цепова

В Екатеринбурге, городе-участнике мирового первенства уже сейчас работают над изменениями, которые затронут главные улицы города. И здесь за кадром остается, как в процессе реконструкции работают архитектор и проектная группа. Дарья Парамонова, директор архитектурного бюро Александра Бродского, рассказала IMC о трудностях, обязательствах и положительных моментах работы архитектора, начиная от госзаказа до презентации улицы местным жителям.

Что такое «Моя улица»

Проект «Моя улица» - это огромная реконструкция центральной части столицы, запущенная правительством Москвы в 2015 году для благоустройства общественного пространства. О необходимости создать комфортную городскую среду и оформить Москву как место, удобное для жизни, говорили уже давно, и наконец-то этот проект становится реальностью. Стратегия проекта была разработана КБ Strelka, которое работает над проектами подготовки российских городов к ЧМ-2018.

Работа над реконструкцией городского пространства - это не что-то хаотичное или построенное на инстинктах

Это работа экспертов из абсолютно различных сфер. Например, стратегия кампании «Моя улица» состоит из четырех полномасштабных документов, один из которых анализирует весь каркас уличной сети Садового кольца и выделяет два типа улиц: уникальная улица и типовая.

После  анализа всех 4000 объектов территории была разработана система, по которой большинство улиц входили в типовую группу, в то время как определенное количество улиц не попало в стандарты. Их выделили в уникальные проекты, с которыми гораздо сложнее работать.

Ярким примером уникальной улицы можно назвать Новый Арбат. Строительство там разворачивается в короткий сезон лета, котороее жители очень долго ждут -  отсюда не самое положительное восприятие стройки местными жителями в первые периоды работы.

От проекта до улицы

Для того, чтобы довести работу от проекта до улицы, необходимо сделать объемную предпроектную работу, которая чаще всего падает на плечи архитектора и не получает должного внимания в обществе.

Все те репутационные риски, которые понесли архитекторы за последние годы не только в России, но и в мире, связаны чаще всего с отсутствием профессионального технического заказчика

Он точно знает, какой проект хочет получить в финале. Но если нет четкого представления, то ответственность за результат перекладывается на архитектурные бюро, что отрицательно влияет как на нынешний проект, так и на вероятность получения новых клиентов. Жизнь города определяется комплексом параметров – экономики, истории, социологии и культуры. Архитектор не компетентен во всех областях жизни, поэтому привлечение различных профессионалов и экспертов жизненно важно для успеха проекта.

Что изучают в техническом задании

Историческая справка. Любой город, будь то Москва или Екатеринбург, имеют богатую историю, которая связана с определенными локациями и личностями. Поэтому специалисты должны работать с историками и людьми, которые знают историю лучше остальных, для того, чтобы преобразить пространство, не нарушая его наследия.

Исследование пешеходного и транспортного потока. Это активная работа волонтеров, которые в течение промежутка времени делают замеры как наблюдатели: кто и куда ходит, сколько людей наблюдается в часы пик, какой возраст преобладает у пешеходов, в какое время транспорт встречается с трудностями и так далее.

Анализ функционального зонирования. Здесь изучается взаимосвязь человека с городом. Где и что продают, какие инфраструктурные объекты находятся на данном отрезке – в общем, всё, что связано с контекстом улицы.

Натурные исследования. Это классические опросники, но нацеленные на выделение только отрицательных пунктов и проблем, которые влияют на три главных аспекта города – безопасность, комфорт и эстетика.

Работа с большими данными. Применение современных технологий и Интернета не должно оставаться в стороне, отсюда появляется привлечение экспертов по тепловым данным и аналитике контента социальных сетей.

Антропологические исследования. Традиционными методами здесь становятся работа с населением, глубинные интервью и опросники.

Привлечение экспертного сообщества и мнение коллег. Проект Парка Горького задал тенденцию к совместной работе потенциальных конкурентов, и трехдневные дискуссии за круглым столом принесли гораздо больше положительного эффекта и конструктивной критики, чем ожидалось.

Новый Новый Арбат

Реальным примером использования профессионального технического задания для уникальной улицы является Новый Арбат. В советское время он предполгался как связующее и парадное звеном между правительственными дачами и Кремлем, однако исторические события внесли свои поправки. После убийства Джона Кеннеди проект был сильно видоизменен – сместились эстакады Бульварного кольца, а жилые дома превратили в конторы и служебные помещения.

В 1990-е годы происходил другой архитектурный «захват» территории – наплыв машин в связи с открытием новой политики государства. И Арбат пал жертвой – было убрано всё озеленение, а освободившиеся территории были отданы под парковки. В 2016 году здесь была проведена качественная оценка среды, выделены очевидные проблемы (шум, плохое освещение, отсутствие комфорта и пешеходной зоны) и оформлено техническое задание для архитектора.

Это было сочетание парадоксов 70-х годов, изменений 90-х и новых идей 2010-х

Различие сторон улицы были визуально подчеркнуто через цветовую гамму покрытия дороги и растений – одна сторона стала коммерческой с зелеными оттенками и ресторанами, другая – жилой с красным акцентом.

Вернем сады на Садовое

«Громкий» проект Садового кольца, который сейчас широко обсуждается жителями столицы, состоит из реконструкции 18 улиц, 18 площадей и садов. Это основная магистраль центральной части города, которая отделяет исторический центр и современную застройку, и здесь даже небольшие перекрытия движения доставляют весомый дискомфорт водителям и пешеходам.

Среди основных проблем Садового были выделены такие: небезопасность наземных пешеходных переходов для определенных групп населения ( мамы с колясками или инвалиды), низкая пропускная способность для автомобилей из-за эффекта «бутылочного горлышка» и запущенные территории, которые раньше были пышными садами.

Эффект «бутылочного горлышка» характерен для мегаполисов с большим объемом автомобилей. Когда 18 полос дороги могут резко перейти в 10 полос, то это и становится одной из причин многокилометровых пробок. Поэтому в проекте решили делать единое количество полос, при этом освободившуюся территорию можно эффективно использовать для параллельной парковки, дополнительного озеленения и расширения пешеходной зоны.

Чрезвычайно важно и выполнить функциональное зонирование тротуара. Там необходимо задействовать и комфортно разместить все три основные зоны: техническую с опорами освещения, знаками и полезными коммуникациями, пешеходную и торгово-коммерческую, располагающуюся вдоль фасадов домов.

 «Вернем сады на Садовое!» - слоган, который наилучшим образом отражает главную цель реконструкции Садового кольца. После войны 1812 года жителям было предписано высаживать сады перед своими домами в целях восстановления облика города, но в 1930-е годы большая часть их исчезла, а затем тоннели и магистрали в 1960-х поставили финальную точку в этом вопросе.

Озеленение – основа проекта «Моя улица», поэтому каждая из 18 улиц получила свой тип дерева с особой колористической палитрой

Над садами и улицами работали 16 архитектурных бюро из Германии, Швейцарии, Франции, Норвегии, Китая и России. Привлечение иностранных и местных специалистов – это нормальная и правильная тактика, ведь мнение большинства рождают лучшие идеи.

Архитекторы вяжут узлы

Узлами архитекторы называют комбинации архитектурных элементов улицы, которые создают общую композицию - например, сочетание бордюра, фонарного столба и обычной лавочки.

Разработать качественные узлы – это архиважно

Все эти элементы должны не только гармонично смотреться со стороны, но и не вызывать затруднения пешеходов.

Необходимость решения сложных вопросов привела к разработке особого альбома - «26 узлов для хорошей улицы». Данный альбом является каталогом с подробными инструкциями о правильной кладке плитки, оформлении технической зоны, расположении бортового камня и других маленьких деталях, список которых расширялся по ходу работ над первыми улицами проекта.

Реальная ситуация на месте работ не может протекать гладко и соответствовать задуманному. Например, далеко не все схемы и вертикальные планировки города могут отражать настоящее положение дел под дорожным покрытием. Это может затруднить посадку деревьев из-за газопровода или при заземлении фонарных конструкций из-за грунтовых вод.

Дополнительной трудностью при таких работах является отметка закрытой территории для удобства передвижения граждан по привычным маршрутам – яркие объявления о ремонте, предложение альтернативных путей, напоминание о сроках работ.

Еще большую сложность вызывает критика со стороны местных жителей и гостей города. Один отрицательный отзыв от местных жителей может перекрыть множество положительных. Однако это также является возможным инструментов для создания более комфортного пространства для горожан.

Города с длинной историей хранят огромный запас артефактов, которые всегда реставрируются и используются по своему назначению. Например, восстановленный канализационный люк советского периода продолжает свою жизнь на первоначальной позиции Садового кольца. Эта история получила широкую огласку в социальных сетях и тем самым передала тот объем работ, который проводится всей проектной группой. Также в процессе строительства местные жители могут влиять на ситуацию и изменять облик улицы, если это совпадает с принятыми нормами и чертежами.

Проектирование по-екатеринбургски

В Екатеринбурге есть несколько проблем, которые можно решить грамотным проектированием и с привлечением специалистов из разных агентств и стран.

Во-первых, велодорожки – сейчас их в городе их практически нет. Это такая же стратегия, как и Садовое кольцо, которая должна решаться комплексно. Когда велодорожка делается на одной улице из стены в стену или из тупика в тупик, то это неэффективно.

Для того, чтобы интегрировать велодорожки в существующие транспортные сети, нужна полная стратегия, которая завязывает их в единую систему

Дорожки делать нужно, но каждую улицу необходимо рассматривать в деталях: позволяет ли полотно сделать выделенную полосу без ущерба транспортным средствам и пешеходам? Возможно ли проложить альтернативный маршрут через улицы, где дорожки уже сформированы? Есть опыт многих городов, когда велодорожки используют и мамы с колясками – это не грубое нарушение, но менять его также нужно за счет грамотного планирования.

Другой вопрос – как донести новый, европейский подход проектирования города до заказчика? Пример с Храмом-на-воде показывает, что мнение жителей и экспертного сообщества не всегда воспринимается заказчиком.

Ответ кроется в отсутствии диалога между всеми общественными пластами города. С такой позиции ничего нельзя сделать

Архитекторы не должны рассказывать свысока, как всё должно быть, а понимать, почему те или иные вопросы возникают, и предлагать решения, которые учитывают все точки зрения. Вес городского сообщества с каждым годом радикально меняется в положительную сторону, поэтому работа должна протекать в диалоге - только так придут результаты и тот образ города, который приятен каждому.

Фото: mos.ru, varlamov.ru, Дождь, Strelka, Afisha.ru

Теги