13 мест. Восемь десятилетий

Путь художника: Екатеринбург Виталия Воловича

Подпишись на нашу группу в Facebook

Иди, повыступай

Стивен Спилберг, Марк Цукерберг, Илон Маск и Евгений Анисимов о том, как надо выступать перед публикой

Иди, повыступай
14 июля 2017 17:54

Автор:
IMC

В Екатеринбурге проходят встречи «Публичного кинотеатра», площадки, на которой зрители смотрят видеозаписи выступлений знаковых людей современности и обсуждают их, чтобы вдохновиться и научиться хитростям ораторского искусства. На четвертой такой встрече участники смотрели и слушали речи кинорежиссера Стивена Спилберга, историка Евгения Анисимова, бизнесмена Илона Маска и основателя Facebook Марка Цукеберга перед выпускниками западных вузов. IMC представляет краткое содержание того, что говорили выступавшие.

СТИВЕН СПИЛБЕРГ, кинорежиссер

В своем выступлении он говорит о том, почему нужно слушать внутренний голос и доверять ему. Держаться на публике просто и легко. Не выступать «свысока», но и не принижать себя в глазах аудитории. Важно быть с ней на одном уровне.

Заметно, что режиссер крайне доброжелателен: он как старый добрый друг или «дядюшка», приехавший погостить. Это позволяет установить доверительные отношения между спикером и аудиторией, что настраивает последнюю на лучшее восприятие.

Готовиться и репетировать.

Спилберг иногда подсматривает в свои записи, где, судя по всему, тезисно зафиксирована структура речи. Но говорит он от себя, не читая текст, что позволяет удерживать постоянный зрительный контакт с аудиторией. При этом видно, что репетировал эту речь.

Иллюстрировать свои идеи историями и приводить примеры, понятные каждому

Главные мысли Спилберг иллюстрирует фактами, используя истории своей богатой на события и успехи жизни, а также приводит примеры из собственных фильмов, которые все смотрели. Таким образом оратор повышает «работоспособность» своих идей - у него есть убедительные примеры того, как это работает.

Менять ритм и темп повествования. Разряжать обстановку и снова накалять ее

При всей серьезности мыслей, которые Спилберг хочет донести, он не уходит в «учительство», менторство и однообразные наставления, регулярно сбивая ритм какой-нибудь очередной шуткой.

Можно сказать, что это такой метод кнута и пряника: погрузить нас в раздумья, но не оставлять там навечно. Щелчок, и он переключает на волну позитива: жизнь по-прежнему прекрасна.

Это позволяет удерживать внимание зрителя на протяжении всего выступления, вести нас по тропе, пейзаж вокруг которой постоянно меняется, и поэтому нам не надоедает идти.

 Взаимодействовать с публикой и «активировать» ее

Когда Спилберг просит людей посмотреть друг другу в глаза, его публичное выступление как будто сходит с трибуны и поселяется в самом зрительном зале. Так он делает слушателей соучастниками своего выступления. Это помогает лучше донести идею и повышает запоминаемость сказанного. Мы буквально на физическом уровне чувствуем воздействие его речи.

Апеллировать к эмоциям

После интерактива он сразу ловит наши эмоции, которые мы чувствуем в моменте. Да, мы что-то такое чувствуем, но не отдаем себе отчета в том, что именно и почему. Он же фокусирует наше внимание на ощущениях и объясняет их. Это сильный аргумент, построенный на внутренних переживаниях, и с ним сложно не согласиться.

Обращаться к конкретным персонам, сидящим в зале

Во время выступления Спилберг обращается к некоторым зрителям, например, к своему отцу. Такое обращение к конкретным людям, а еще лучше - к авторитетам, вызывающим уважение, поможет вызвать положительную реакцию зала. Или аплодисменты, или крики одобрения и овации.

ЕВГЕНИЙ АНИСИМОВ, доктор исторических наук, профессор

В своем выступлении Евгений Анисимов обращается к тем, кто занимается наукой. Призывает не бросать это дела, несмотря на трудности.

Начать с резонансной реплики

Чтобы сразу заинтересовать публику, мы можем начинать свои выступления с резонансных заявлений. Евгений начинает с формальных пожеланий выпускникам, а после говорит о бегстве из «Путинской России» - это и есть резонансное начало.

Использовать волнообразную структуру выступлений

В этом выступлении отличная эмоциональная структура в виде волны. Анисимов говорит о пользе науке, как она увлекает и приводит отличную метафору про пирамиду. После, говорит о минусах: «Вас забудут... Вас ждет бедность... Денег вы не заработаете» и так далее. Но делает это не с кислой миной, а с самоиронией. Это интригует, заставляет слушать - потому что это борьба двух идей. И нам хочется понять, какая одержит победу, чем все закончится.

Эмоциональный финал и призыв

Главное в выступлении Евгения - это финал. Это самая эмоциональная часть выступления, где есть четкий призыв к действию. В конце он сравнивает науку со счастьем и наслаждением в жизни.           

Использование метафор и примеров

Выступление наполнено разными метафорами и примерами. Все они визуальны, их легко представить и увидеть, а это помогает удерживать внимание аудитории.

ИЛОН МАСК, основатель компаний «X.com», «SpaceX» и «SolarCity»

В детстве Маск вкладывал деньги в акции фармацевтической компании, а на вырученные средства переехал в Канаду. Там начал работать уборщиком, а через 7 лет стал миллионером. Его дважды увольняли из собственных компаний и он мечтает умереть на Марсе. Илон призывает всех выпускников становится волшебниками. Правда, в выступлениях он далеко не волшебник: говорит монотонно, заикаясь, не очень эмоционально. Но чары все-таки есть. Давайте разберемся, благодаря чему слушать его интересно.

Контент решает многое

Илон - один такой во всем мире. То, что он делает - нетипично настолько, что сразу выделяет его из миллионов других изобретателей и ученых. Он Колумб 21 века, который хочет попасть на Марс. Даже когда он просто рассказывает, что именно и как он делает, не слушать невозможно. Ведь это про наше будущее.

Конечно, вряд ли мы можем похвастать таким же эксклюзивом, но если рассказывать аудитории о чем-то новом, о будущем, давать информационный эксклюзив, актуальный для аудитории, то нас будут слушать, даже если выступаем мы не очень.

Должна быть главная мысль

Маск говорит о том, что каждый человек может стать магом и творить волшебство, нужно просто в это поверить. Это его основная идея, с нее он начинает, ей заканчивает, образуя кольцевую композицию. Поэтому перед выступлением определите свою главную мысль: к чему вы хотите призвать аудиторию?

Нужны чувственные иллюстрации

Нельзя лить воду и просто проговаривать по кругу какие-то идеи. Своим мыслям необходимо набивать цену прямо во время выступления, и лучше всего на это работают аргументы.

Самыми лучшими аргументами практически в любой речи являются интересные истории, которые доказывают вашу позицию. Идея - для мозга, а история - для сердца. Когда зритель начинает чувствовать то, о чем вы говорите, то мозг легче принимает и усваивает сказанное.

МАРК ЦУКЕРБЕРГ, основатель Facebook

Разделяйте выступление на смысловые блоки и делайте тайминг

Мы думаем, Цукербергу помогали готовиться профессионалы. Выступление четко поделено на части: вступление занимает 5 минут, после он тратит на три блока выступления еще по 5 минут, а перед третьим блоком рассказывает личную историю на 2 минуты, чтобы люди передохнули. И затем финал, самая эмоциональная часть - 4 минуты.

Покажите публике, что вы «свой»

Марк отлично общается с публикой и сразу становится «своим парнем». Он просит всех вспомнить волнительные моменты для любого студента - когда они получили письмо из Гарварда или свою первую лекцию. Совместный опыт быстро объединяет людей.

Используйте обобщение в своих выступлениях

Марк сначала заявляет, что поговорит о трех ключевых вещах, и сразу их называет. Так аудитория лучше запомнит информацию и будет знать, когда кончится выступление.

Будьте конкретнее

В его выступлении много фактов и конкретики. Он не просто заявляет громкие слова, но и подтверждает их цифрами. Это повышает доверие к спикеру. Например, он призывал тех у кого получилось, платить за попытки и ошибки других, чтобы у них тоже был шанс победить. И заявляет, что отдает 99% своих денег на благотворительность, для этого он вместе с женой Присциллой Чан открыл фонд «Chan Zuckerberg Initiative».

Следующая встреча публичного лектория в Екатеринбурге пройдет 15 июля на площадке Свердловской киностудии. В этот раз там будут говорить о мастерстве создания презентаций. Среди спикеров: основатель и арт-директор брендингового агентства «Дикий филин» Рома Дик, предприниматель и руководитель отдела дизайна и технологий в американской компании Exhibit Worldwide Иван Пузырев. Начало в 15:00, регистрация здесь.

Фото: multfilm.ru, republic.ru, avtomanyia.com, ria.ru, psychologyc.ru

АвторIMC

Теги