13 мест. Восемь десятилетий

Путь художника: Екатеринбург Виталия Воловича

Подпишись на нашу группу в Facebook

Полюби нас черно-беленькими

В Екатеринбурге показывают фотосерию Андерса Петерсена из гамбургского бара, ставшую апологией человечности

Полюби нас черно-беленькими
28 июня 2017 16:36

Автор:
Вячеслав Солдатов

В середине июня в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка живого классика европейской фотографии Андерса Петересена. Его серия «Кафе Лемитц», сделанная в 1967-1970 годах, не только фактурно рисует ночную жизнь в затрапезном немецком баре, но и показывает, как вполне обычный фоторепортаж может стать пронзительным гимном человечности.

Пространство новой выставки в ЕМИИ чрезвычайно лаконично - на стенах контрастные черно-белые фотографии да авторские цитаты, наклеенные между работами. Зритель словно бы входит в прокуренный зал, где на него будто обрушивается гром голосов, грохот музыки из музыкального аппарата, сигаретный дым и тот особенный гул, возникающий в полуночном баре.

Графичные монохромные фотографии неминуемо напомнят о кино середины прошлого века: итальянском неореализме, американским пост-нуарам, но прежде всего о французской «новой волне», в пятидесятые-шестидесятые годы окунувшейся в пучину настоящей, непостановочной жизни. И здесь важна не только стилевая близость - фотоснимки Петерсена и, например, сборник киноновелл «Париж глазами...» помещают зрителя в контекст тех лет. Для Германии, где снималась «Кафе Лемитц», это первые экономические спады и безработица после «немецкого чуда» 1950-х, антивоенные демонстрации, студенческие движения, лихорадящие общество, антивоенные демонстрации. Может, поэтому в объектив Петерсена попало столько «потерянных людей», которых обычно именуют обитателями социального дна.

Вот перед нами парочка: они безудержно танцуют, а вокруг смеются, говорят, смотрят в одну точку. Вот пятеро мужчин что-то напряженно обсуждают за бутылкой пива. Вот парень в рубашке с узором ромашкой и подведенными черным глазами открыто смотрит в камеру, ожидая, что принесет ему эта ночь. Вот пожилая женщина в светлой шубе отстраненно смотрит в одну точку (а может, наблюдает за танцующими и вспоминает свои молодые годы?).

Иногда снимки вызовут улыбку, порой заставят торопливо пройти мимо, опустив глаза. Где-то станут стоп-кадром из старого фильма или пригвоздят деталями драматической сцены. Неизменно одно - все фотографии Петерсена держат минимальную дистанцию между автором и героями снимков, где объектив - просто стекло, а не стена между объектом и субъектом съемки.

Причина такой близости кроется в том, что сам Андерс Петересен во время работы над «Кафе Лемитц» был молодым человеком чуть за двадцать, и этот интересующийся взгляд - не поза, а естественное состояние юноши, открывающего для себя жизнь большого города. И наверное, поэтому портреты портовых грузчиков, жителей близлежащих (и уж точно не элитных) районов, угрюмых немногословных людей с темным прошлым и других завсегдатаев выходят живыми, фиксируя как пьянящую радость пятничного вечера, так и тоску предутренних часов в прокуренном баре.

Традиции изображения праздного веселья в Европе уже несколько веков: здесь можно вспомнить и ренессансные пиршества итальянских художников, и картины голландцев о вечерних гуляках, и цветастую мрачность ночного Парижа в работах импрессионистов. В фотоискусстве жизнь питейных и увеселительных заведений стали фиксировать с появлением компактных камер и светосильных объективов, дающих картинку в слабом свете тесных пространств баров и кафе.

В наше время ночную жизнь фотографируют эффектно - со вспышками стробоскопов, взрывами цвета и экспрессией рисунка (вспомните, например, какой-нибудь последний фотоотчет с «Геометрии»). Стойка бара стала таким же привычным фоном жизни мегаполиса, как здания, офисы, хитросплетения автострад.

А началось все тогда, в 20 веке. Лизетт Моделл, Брюс Дэвидсон, Харольд Фейнштейн - они и множество других авторов снимали, как поют, плачут, пью и развлекаются люди. Но серия Петерсена стала не только фиксацией момента и отражением полночных безумств. Посмотрите в глаза двух женщин за столиком с бутылкой пива - одна, щурясь, смеется, другая просто смотрит, облокотившись. Взгляните на старика, голого по пояс и с изуродованной кистью. Подошли бы вы к нему в реальной жизни, а не в пространстве черно-белого снимка?

Фотографии из кафе Лемитц как раз об этом - о соучастии и разговоре с человеком, каких радостей или печалей он бы не достиг. И в силу этого при просмотре работ шведского фотографа вспоминается не только Хэмингуэй и Ремарк с «праздниками, которые всегда с тобой», а и Достоевский с портретами униженных и оскорбленных или Буковский с лаконичным, но пронзительным бытописанием жизни на социальном дне.  

«В фотографии нужно позволить себе быть достаточно слабым! Слабость позволяет стать открытыми для чувств других людей, некой внутренней реальности из грез, волшебства, тайн и стремлений», - утверждает Андерс Петерсен в интервью Photographer.ru. И составляя свою галерею людей неустроенных, не идеальных, не хороших, но и не плохих, он говорит нам: будьте ближе, не избегайте смотреть глаза в глаза. И уже это сделает людей человечнее. Попробуйте сделать это в ближайшую пятницу.

В среду, 28 июня, в рамках выставки «Кафе Лемитц» историк фотографии и куратор Центра фотографии «Март» Артем Беркович прочитает лекцию «ХХ век: ночная жизнь». На ней он расскажет, как история фотографии дает широкий спектр авторских взглядов на притягательный и опасный мир ночных увеселений. Лекция пройдет в 18:30 в Екатеринбургском музее изобразительных искусств на Воеводина, 5, в пространстве экспозиции Андерса Петерсена».

Андерс Петерсен родился в 1944 году в Стокгольме. Учился искусству фотографии в школе Кристера Стрёмхольма (1966-68) и Драматическом институте (1973-74). Входит в число лучших шведских фотографов из ныне живущих. Международное признание пришло к нему в 1978 году, после публикации фотокниги «Кафе «Лемитц». Сейчас на его счету уже более двадцати пяти книг. Из премий и наград стоит упомянуть следующие: «Фотограф года» (2003) фотофестиваля «Встречи в Арле», специальный приз жюри (2007) за выставку «Возвышение рода человеческого» на III международном фотофестивале в Ляньчжоу, Премия доктора Эриха Заломона (2008) Германского фотографического общества, Премия фотофестиваля в Арле за «Лучшую современную фотокнигу» (2009) за работу «Малая родина». Работы Андерса Петерсена представлены в коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке,  Римского музея современного искусства, Национальной библиотеки Франции, Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду, Центра Хассельблад в Гетеборге, Музея Фолькванг в Эссене, Национального фотомузея при Королевской библиотеке Дании, Стокгольмского музея современного искусства. 

Теги