13 мест. Восемь десятилетий

Путь художника: Екатеринбург Виталия Воловича

Подпишись на нашу группу в Facebook

Знакомьтесь, Александр Родченко

Выставка индустриальной фотографии как лучший способ знакомства с советским авангардом

Знакомьтесь, Александр Родченко
24 июня 2017 15:30

Автор:
Вячеслав Солдатов

Экспозиция «Индустриальный мир глазами Александра Родченко», состоящая из сотни работ пионера советской фотографии, открылась в Уральском филиале ГЦСИ без малого два месяца назад. Она стала не только площадкой для фотографий, но и для синтеза других искусств, вдохновив, к примеру, екатеринбургские танцевальные команды на новые постановки. Рассказываем, почему там необходимо побывать  - тем более, что в эти выходные выставка закрывается.  

Такое большое собрание работ Александра Родченко, художника, фотографа и дизайнера, одного из важнейших представителей отечественного авангарда, впервые выставляется в Екатеринбурге. Конечно, это не гигантская экспозиция в Московском Мультмедиа Арт Музее (из его фондов и составлен «Индустриальный мир»), размещенная на трех этажах музея этой зимой. Но еще никогда в нашем городе не выставляли фотографов, уровнем творческого влияния сравнимых с Малевичем в изобразительном искусстве или Маяковским в литературе.

Серо-белое монохромное оформление выставочного пространства Уральского ГЦСИ как нельзя удачно подошло графичным отпечаткам Родченко. Несмотря на такое «отсутствие» цвета, залы не выглядят ни пустыми, ни блеклыми. Каждый снимок притягивает взгляд - либо динамичной диагональной композицией, либо причудливым ритмом, либо контрастным рисунком отпечатка.

В залах висят родченковские серии снимков, популярная форма работы с фотографией в 1920-е годы. В фотосерии последовательность отпечатков связывалась сюжетом в единое изобразительное повествование, иными словами, фотосерия рассказывал историю.

Отличный образец этого - «Газета», снятая Родченко в 1929 году и рассказывающая, как делается советская газета - от редакционной рутины до печати в типографии. Или «Завод АМО», где фотограф проследил путь создания первого советского автомобиля.

Чтобы исключить монотонность рассказа, авторы прибегали к чередованию крупных и общих планов, экспериментами с ракурсами и работой с фактурой. Из-за этого авангардных фотографов, кстати, критиковали с «партийных позиций» за «формализм и недостаточное отражение социалистического строительства». Но уж чего, а созидания в работах Родченко хватает. Он захватывал в кадр любое проявление нового быта, будь то работа асфальтоукладчика, обеды в фабрике-кухне или заводские будни.

И эти обыденные сюжеты выглядят невероятно возвышенно - вот Человек управляет Машиной, строит коммунизм. И обычная укладка досок на лесозаготовительной фабрике превращается в архетипичный образ преобразования природы, причем не только окружающего мира. При коммунизме человек тоже должен переродиться, и Родченко старается не упустить этого. Люди за работой сосредоточены, им трудно, но они идут к цели - пожалуй, так можно описать портреты в индустриальных и иных интерьерах.

Но индустрия влияет по-своему, и отчетливо видно, как новый мир подавляет человека, пусть и работающего, творящего, своими цехами, производственными помещениями, вышками электропередач и конструктивистской архитектурой.

Парадоксально, но на фотографиях Александра Родченко индустриальный мир порой даже выбивается из-под контроля людей, становится самодовлеющей ценностью и главным объектом художника. И название выставки абсолютно точно отражает всю ее концепцию - это именно что мир, созданный человеком, но превратившийся в чуть ли не монструозное создание, пышущее жаром печей и грохочущее станками.

При этом снимки с выставки не кажутся милыми ретро-карточками в духе «как это было». Они актуальны тем, что показывают пути взаимодействия с индустриальными пространствами. Заводы видятся не только местами для работы, но и очень «фотогеничными» объектами. Глядя на устремленные ракурсы и сумасшедшие завалы горизонтов (профессиональные фотографы за это ругают), хочется самому взять камеру и снимать. И на Урале с его промышленными просторами это выглядит еще рельефнее.

Такая современность фотографий Родченко - отнюдь не голословное утверждение критика. Например, во время работы выставки немецкие художники из группы «Tape That» Штефан Майснер и Штефан Буш сделали на стене ГЦСИ росписи, вдохновленные снимками с выставки.

А танцевальная команда Minoga DC придумала пластический спектакль «Инструкция на будущее». В нем работает сразу несколько выразительных средств: танцевальных, театральных, поэтических: «Хореограф, как и художник, играет с ракурсом, взглядом зрителя на происходящее, а так же прибегает к нестандартным решениям». И поэт Руслан Комадей во время действия произносит пронзительные монологи, основанные на биографических текстах Родченко. 

Конечно, «Индустриальный мир» не даст зрителю полного и исчерпывающего представления о художнике-авангардисте. На выставке нет дизайнерских работ, фотокниг или картин Родченко. Нет фотографий из 1940-х годов, когда после художественных дискуссий и критики он перешел к более традиционным снимкам спортивных репортажей или снимал фото из цирка. Нет репортажа со строительства Беломорканала, где за бодрой пропагандой проглядывает ужас сталинских репрессий. Все это могло бы стать сюжетами других выставок. Но экспозиция в ГЦСИ дает очень ясный и точный взгляд на суть советского авангарда, где смешивалась идеология и творческие поиски художника.

Выставка «Индустриальный мир глазами Александра Родченко» работает последние два дня 24 и 25 июня. В субботу и воскресенье кроме самой выставки гости Уральского ГЦСИ смогут посмотреть премьерные постановки от Minoga DC: 24 июня в 19:00 там покажут детский спектакль «Агата здесь и сейчас», созданного по мотивам рассказа Линор Горалик «Агата возвращается домой». А 25 июня в 17:00 на закрытии выставки Minoga DC покажет пластический спектакль «Инструкция на будущее».   

Фото автора

Теги