13 мест. Восемь десятилетий

Путь художника: Екатеринбург Виталия Воловича

Подпишись на нашу группу в Facebook

Свой формат

Фестиваль «Малоформатный» как личная история, ставшая городским явлением

Свой формат
09 июня 2017 19:51

Автор:
Мария Калугина

В начале лета - 16-17 июня - в Екатеринбурге состоится танцевальный фестиваль «Малоформатный». О его истории, переплетении судеб танцовщиков и путей современного танца, а так же нововведениях этого года корреспонденту IMC рассказала организатор события Екатерина Жаринова.

Фестиваль «Малоформатный» - это очень личная история. Я приглашаю к участию в фестивале танцовщиков, которыми искренне восхищаюсь, с которыми в большинстве случаев давно знакома, и которые имеют большое значение в поле современного танца в моих глазах.

Когда я училась в старших классах, хотела после школы получить танцевальное образование, и подыскивала ВУЗ с соответствующей программой. Это была первая половина 90-х, и тогда в Екатеринбурге еще не было факультета современного танца Гуманитарного университета, программа которого, возможно, была бы подходящей для меня. Я окончила бакалавриат и магистратуру УрГУ имени Горького по математике. На втором курсе узнала о Школе современного танца Льва Владимировича Шульмана. Одновременно с ней работала школа у Олега Алексеевича Петрова.

Это были первые школы современного танца, которые существовали примерно в одно время. У них были разные эстетики, и они словно существовали в параллельных реальностях: ни конкуренции ни дружбы между школами мы не замечали. И это несмотря на то, что одно время территориально они находились очень близко, около метро Динамо.

В этом году в фестивале участвуют Наталья Бриль и Полина Ахметзянова - они учились у Олега Алексеевича, в то время как я - у Льва Владимировича. Позже я танцевала в «Провинциальных танцах» у Татьяны Багановой, а Полина с Наташей - в компании Олега Петрова. Еще когда я работала у Татьяны, подметила за собой стремление участвовать в принятии решений, и позднее также появилось желание в большей степени быть вовлеченной в процесс создания работ. Конечно, и то и другое, было по большому счету не моим делом, когда я выступала в роли исполнителя. Хотя Татьяна и советовалась с нами порой, просила нас предлагать движенческий материал, который мог войти в спектакль.

Я, как и многие другие танцовщики, всю жизнь танцевала бы с каким-нибудь замечательным хореографом. Татьяна Баганова - великий хореограф. Я бы продолжала танцевать в её компании, если бы могла физически и морально справляться; здоровья хватило на три года активного обучения в школе Льва Владимировича и затем около пяти лет в «Провинциальных танцах». Работа в театре и обучение в школе были постоянным стрессом. Мне было трудно морально и физически. 

В итоге я буквально стоять не могла, лежала под станком. Думала, больше не смогу никогда танцевать.

Около полугода восстанавливалась, затем участвовала в независимых проектах - у Марии Козевой, Евгения Мартьянова и других хореографов. Волею случая в тот же год попала в международный проект под началом американского хореографа, профессора университета Джорджа Вашингтона, Мэйды Визерс.

Именно Мэйда спустя десять лет стала моим научным руководителем на магистерской программе в её университете. Она в прошлом году приезжала в Екатеринбург, участвовала в моем фестивале. Удивительная женщина: уже пожилая, но столько энергии в ней. Мэйда создает перформансы и спектакли, преподает в университете, следит за разного рода новшествами и изобретениями. Она вдохновляет практически каждого, кто с ней знаком, на движение вперед, на инновацию.

После поездки в Вашингтон, где прошла премьера проекта Мэйды Визерс «Thresholds Crossed» ( «Переступленные пороги»), я испытывала такой запал, что наконец создала и представила свою первую самостоятельную постановку, соло «Untitled». Это случилось 11 лет назад. Мне в тот год удалось представить это соло в программе миниатюр компании «Киплинг». На следующий год с Аленой Гладковой мы сделали дуэтную постановку, показали на фестивале «Диверсия» в Костроме и затем в Санкт-Петербурге на фестивале OKNO. А в Екатеринбурге не было тогда ни одного фестиваля и никакого повода показать свою работу.

Ко второй половине 2000-х уже были танцовщики со значительным опытом в качестве исполнителей в современном танце и только-только заявляющие о себе как авторы. Их работы вызывали у меня большой интерес. Владимир Голубев, в прошлом танцовщик Челябинского театре современного танца, в 2007 году сделал свой второй спектакль «Не самая шаткая опора». А Татьяна Гордеева, которая танцевала в компании Александра Пепеляева в Москве, сделала свое первое соло «Вчера хотелось исчезнуть».

Так возник концепт «Малоформатного»: представлять соло и дуэты танцовщиков со значительным опытом работы в одной из ведущих компаний современного танца. Первая программа называлась «Малый формат. Два соло и дуэт» с подзаголовком «Малоформатный вечер contemporary dance спектаклей». Ее показали на малой сцене ТЮЗа ровно десять лет назад. С тех пор в разное время на разных площадках прошло порядка десяти «малоформатных» программ. И хотя первые программы не назывались фестивалем, по сути они уже были фестивальными.

Меня всегда привлекало качество движения. Когда я первый раз училась в Америке по обменной программе, то столкнулась с тем, что преподаватели оперируют понятием «техника». Есть много техник, как то Грэм, Хортон, Лимон, и другие - по именам авторов Martha Graham, Lester Horton и José Limón соответственно. В России такого нет. Мои американские преподаватели говорили, что у меня нет техники. Мария Козева рассказывала, что когда она преподавала за границей, ее курс назывался «свободный стиль».

Я думаю, что в России не сложилось такого рода танцевальных техник, здесь каждый работает над своим индивидуальным языком и не желает застывать в какой-либо конкретной технике, постоянно находится в поиске. Пожалуй, у нас и школы современного танца основательной еще не сложилось. Эту разницу, можно будет увидеть в работе дуэта из Европы.

Полина Ахметзянова и Сирьяк Вильмо приедут к нам из Брюсселя, оба прошли обучение в одной из лучших танцевальных школ в Европе - P.A.R.T.S. У Полины родственники в Екатеринбурге, она была солисткой в компании Олега Петрова. Занятно, что Полина и Наталья Бриль танцевали с Марией Козевой в одной компании, у Олега Петрова, а до того я с ней танцевала в «Провинциальных танцах». Кроме того, Мария Борисовна является учителем большей части участников фестиваля как в этом году, так и прошлых лет. Все так переплетается, и это замечательно: мое намерение приглашать людей, которых я чрезвычайно ценю, воплощается в жизнь. 

Мне хочется поделиться этими ценностями с жителями Екатеринбурга, для этого я организую общественное событие - свой фестиваль.

Я принципиально не задаю никакой темы фестиваля. Я бы хотела, чтобы авторы говорили о том, что важно для них. Крайне редко приглашаю представить уже готовые работы; как правило приглашаю авторов, которые мне интересны и которых я желаю поддержать, и потому предлагаю им создать что-то новое к фестивалю.

Чем отличается фестивальная программа в этом году? Я в целом избегаю того, чтобы фестиваль вставал на какие-то рельсы. Многое варьируется в фестивальной программе из года в год. На этом «Малоформатном» впервые участвует молодежь. Молодые в том плане, что они не работали в известных компаниях. Я всегда приглашала танцовщиков после минимум пяти лет работы в одной из крупных российских компаний. Из-за границы обычно приезжают независимые авторы-исполнители, там это более развито.

Например, Анастасия Миронова в прошлом году завершила обучение в Гуманитарном университете и сейчас там преподает. Она очень талантлива как хореограф и в то же время является замечательным исполнителем. Её коллега по дуэту - Кирилл Зайцев - еще студент. Однако, я видела его работы, и считаю, у него огромный потенциал, он прекрасен.

Впервые фестивальные выступления пройдут в Ельцин центре наряду со ставшей традиционной площадкой Музея истории Екатеринбурга, где фестивальная программа пройдет уже в пятый раз. Танцовщики, которые участвуют в программе в зале Свободы музея Ельцина, начали заниматься современным танцем именно в 90-х, которым посвящена экспозиция музея.

На площадке Музея истории Екатеринбурга выступят представители разных поколений, что символически прокладывает мостик между поколениями. Решение проводить фестиваль на двух площадках делает фестиваль разнообразным и расширяет его географию.

Мы с Денисом Переваловым готовим новый перформанс, в котором будут задействованы дроны. Вся соль даже не столько в дронах, сколько в том, что они будут управляться программой, интерактивно завязанной на движение танцовщика и его положение в пространстве. Например, я приближаюсь к дрону, и он реагирует: взлетает либо просто жужжит. Последние четыре года, со времен знакомства с Денисом Переваловым, я в основном занимаюсь проектами, которые можно отнести к направлению «танец и технологии».

Хореографы Елена Данн и Виктория Мясникова из Тюмени двигаются в направлении осознанного движения, умного тела. Свой жизненный опыт они используют в создании танцевальных произведений. Елена и Виктория совмещают в себе хореографа и режиссера, что у нас в городе большая редкость. Елена в прошлом году участвовала в фестивале с сольным спектаклем, это изумительная исполнительница с самобытным языком.

Наталья Бриль после школы Олега Алексеевича порядка десяти лет находилась в поле театра. Она изучает древние боевые искусства - русские любки и индийское каларипаятту. На современникам языке Наталья рассказывает о традиции. Рассказывает как метафорически в форме танцевального спектакля, так и буквально, поскольку она читает лекции, проводит классы, курирует проекты об этом.

Дуэт из Брюсселя - Полина Ахметзянова и Сирьяк Вильмо - работает в жанре перформанса. Они участвовали в постановках известных европейских хореографов, как то Анна Тереза де Кеерсмакер, Ксавье ле Руа. Перформанс - довольно широкое понятие. Мы с Денисом тоже позиционируем наши работы как перформансы, поскольку можем использовать все, что имеется в нашем распоряжении, для выражения наших художественных намерений.

Одним из самых значимых событий в фестивальной программе этого года станет выступление Марии Козевой. Это великолепный исполнитель и превосходный педагог, выдающаяся личность. Она первой исполнила главную партию в спектакле «Свадебка» Татьяны Багановой, постановки, с которой начался современный танец в России. Премьера «Свадебки» стала одним из самых сильных впечатлений в моей жизни. Тогда я поняла, что хочу танцевать в этом коллективе и впоследствии влилась в труппу театра.

Фестиваль современного танца «Малоформатный» пройдет в Екатеринбурге 16-17 июня и представит сольные и дуэтные постановки профессиональных танцовщиков. Подробную программу можно узнать здесь.

Теги