Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

Только военные фильмы

Что снимали о Великой Отечественной войне уральские кинематографы

Только военные фильмы
09 мая 2017 12:35

Автор:
Вячеслав Солдатов

«Вчера ходил в кино. Только военные фильмы», - так писал в дневнике главный герой романа Джорджа Оруэлла «1984». В России к 9 мая примерно то же самое происходит на телеканалах. Зрителя, оставшегося на праздники дома, ждет классический набор советского кино о войне, разбавленный новыми лентами вроде «В июне 44-го» или «Битвы за Севастополь» или сериалами. IMC решил узнать, какие фильмы о Великой Отечественной войне снимали на Урале, посмотрел некоторые из них и сделал специальную подборку ко Дню Победы.

«Сильва», 1944

Казалось бы, к чему в подборку военных фильмов включать экранизацию оперетты венгерского композитора Имре Кальмана «Королева Чардаша». «Сильва», одна из самых популярных оперетт Кальмана, была первым фильмом, сделанным на Свердловской киностудии. Картину начали снимать в разгар войны, в 1943, и уже через год она была показана в Свердловске, а в 1945 ее увидели москвичи. «Сильва» стала хитом проката - это был один из немногих мюзиклов первых послевоенных лет, нарядная, веселая и невероятно музыкальная лента о любви. Сейчас это, конечно, совершенное ретро, но для людей, отпахавших на 12-часовой смене и отоваривших хлебные карточки, по-хорошему легкомысленная и веселая «Сильва» была настоящей отдушиной.

«Самый медленный поезд», 1963

В драме по сценарию Юрия Нагибина нет широких батальных сцен, а выстрелы звучат только в самом начале фильма. Почти все действие происходит в вагоне-типографии, которую вместе с эшелоном военнопленных отправляют в советский тыл. Вагон этот и становится ковчегом, собирающих всех, кто выжил в аду войны. Раненый солдат с дочкой, беременная женщина, потерявшая мужа, военный корреспондент, артистка, возвращающаяся с фронтовых концертов - все они станут пассажирами самого медленного поезда, прорывающегося к мирной жизни. Снятый на излете «оттепели», фильм щеголяет острыми ракурсными кадрами в духе времени, а также очень тактично и без надрыва рассказывает историю возвращения с войны. 

«Сильные духом», 1967

Где как не в Свердловске было снимать фильм о легендарном разведчике Николае Кузнецове. И если «Подвиг разведчика» 1947 года с Павлом Кадочниковым в главной роли создал собирательный образ диверсанта, действующего на оккупированной Украине, а также показал эсэсовцев совсем уж карикатурно, то двухсерийные «Сильные духом» оказались более корректными в изображении немецкой армии (с учетом официальной идеологии). Как и в любом шпионском фильме, здесь есть и хитросплетенные итриги, и погони, и перестрелки, и роковые женщины (в исполнении Виктории Федоровой и Вии Артмане). Желающим углубиться в тему советуем посмотреть пятисерийный минисериал «Отряд особого назначения», снятый тоже на Свердловской киностудии. 

«Сын полка», 1981

Ремейк фильма 1946 года о мальчике Ване Солнцеве, усыновленном командиром артиллерийских разведчиков, на Свердловской киностудии развили до двух серий. При этом картина не потеряла динамики - в этом заслуга и Игоря Носова, сыгравшего главного героя, и остального актерского ансамбля. В «Сыне полка» снялись Виктор Павлов, Вадим Яковлев, Виктор Мирошниченко и даже Семен Фарада в роли фронтового цирюльника. Классический фильм 1980-х о Великой Отечественной сочетает в себе и масштабные сцены боев, и пронзительные моменты искренних человеческих отношений на страшной и беспощадной войне. 

«Здесь твой фронт», 1983

Режиссер Эдуард Гаврилов для своей картины взял самый аутентичный уральский материал о войне: «Здесь твой фронт» рассказывает о том, каково было жить и работать в тылу. На машиностроительный завод, выпускающий танки, приходит  приказ за сутки вдвое увеличить выпуск «основного изделия». В ящике у директора завода на крайний случай лежит наган, люди работают на станках прямо на улице (корпус цеха построить не успели), сын одного из главных героев убегает на фронт, не понимая, что главное место битвы как раз на заводе. Картина снята в фактурном, но лаконичном черно-белом, а игровые сцены перемежаются документальными съемками. Пожалуй, одна из лучших иллюстраций лозунга «Все для фронта, все для победы» в советском кино. 

«Перед рассветом», 1989

Фильм классика уральского кино Ярополка Лапшина (он снял «Угрюм-реку», «Приваловские миллионы» и Демидовых») обращается к раскрученной в перестроечные годы теме героев войны, о которых не принято было говорить. В центре сюжета: рассказ о нескольких днях из жизни молодого лейтенанта НКВД, совершенно абсурдным образом сопровождающего политзаключенного и вора среди круговерти первых дней войны. По ходу оказывается, что лейтенант совершенно не готов к реалиям военного времени (это первая роль Евгения Миронова, и ему мастерски удалось сыграть взлохмаченного, ничего не понимающего паренька), уголовник не прочь поквитаться с немцами (неожиданная и залихватская роль Александра Панкратова-Черного), а «политический» (немногословно сыгран Валерием Рыжаковым) понимает, что спастись можно только держась вместе. Эта нехитрая мораль вынесена в качестве главной идеи фильма, в дальнейшем ее разрабатывал уже российский кинематограф - вспомним «Штрафбат» или «Свои». А если бы не отличная актерская игра Миронова, Панкратова-Черного и Рыжакова, «Перед рассветом» остался бы очередным клюквенным перестроечным фильмом. 

«Охота на единорога», 1989

Еще одна лента, не столько говорящая о войне, сколько о времени создания самой картины. В «Охоте на единорога» вы найдете страннейшее смешение военной драмы и боевика, где пленные советские летчики прямо в полосатых робах и обмотках на ногах летают на самолетах, исполняя роль мишеней для курсантов школ Люфтаффе, тренируют полеты прямо в подвале, а в конце концов устраивают побег из лагеря. Снятая со значительными изменениями от первоначального текста «Чужого неба» свердловчанина Бориса Туболева, «Охота на единорога» изобилует многими клише перестроечного кино, начиная от эффектной съемки широкоугольником и малоподходящей синтезаторной музыки звуковой дорожки и заканчивая мрачным финалом. В котором спасение главного героя означало едва ли не большую трагедию, чем немецкий плен.  

Бонус: документальное кино о войне

«Равная величайшим битвам», 2015

Четырехсерийный опус об эвакуации промышленных предприятий на Урал иначе как эпопеей и язык не поворачивается назвать. И не зря: само по себе грандиозное мероприятие по перемещению нескольких сотен заводов и фабрик на восток страны не имело аналогов в истории, а маршал Жуков сравнивал его с крупнейшими битвами Восточного фронта. За два года съемочная группа компании «Снега» объездила весь Урал, побывав на почти всех крупных предприятиях региона:  на Магнитогорском металлургическом комбинате, Челябинском тракторном заводе, Уральском вагоностроительном заводе, Уралмашзаводе и других объектах. В фильме использована уникальная советская и немецкая кинохроника, редкие фотоматериалы времен войны. Но самое главное там - это будничным тоном рассказанные истории о том, как завод превращался в дом, где работали, ели, спали, перевыполняли норму в 200% и верили в победу. 

«Васенин», 2015

Николай Васенин ушел на фронт в 1939-м, во время русско-финской войны, в Великую Отечественную в июле 1941-го был тяжело ранен под Минском и взят в плен. Пройдя через множество лагерей для военнопленных, он оказался во Франции, где присоединился к войскам Сопротивления и собрал свой «отряд Николя». Николя Вуатье, как его звали во Франции, влюбился в Жанну Моно, дочь командира. После окончания войны Васенин вернулся в СССР, а дальше было еще 15 лет лагерей. Наказание за то, что оказался в окружении, сдался в плен немцам и воевал во Франции, Васенин отбывал в ГУЛАГе, был освобожден в 1960 году, в середине 1980-х был реабилитирован. А любовь к Жанне он пронес через всю жизнь. Собственно, вот и все описание фильма, но оно не передает и сотой части того чувства пронзительной верности, любви и настоящего геройства, что удалось захватить авторам в образе обычного на первый взгляд пенсионера из Березовского. Николай Максимович ушел из жизни 7 декабря 2014 года, а лента (деньги на нее, кстати, собирали через краудфандинг) о нем стала одним из самых ожидаемых российских фильмов 2015 года. Интернет-премьера картины состоялась в декабре 2016 года - посмотрите ее и вы. 

Фото: kinopoisk.ru

Теги