Подпишись на нашу группу в Facebook

«Мы хотим рассказать о мечте»

Выпускники Архитектурного университета снимают фильм об истории уральского дизайна

«Мы хотим рассказать о мечте»
27 апреля 2017 17:59

Автор:
Сергей Сивопляс

Этим летом выходит фильм, посвященный уральскому дизайну в Советском Союзе. Его снимают выпускники местного архитектурного университета  Илья Полянских, Антон Балакин и режиссер-документалист из видеокомпании Clip Лев Маврин. IMC встретился с авторами проекта и поговорил о важности культурного наследия, промышленном дизайне и местных проектах от пылесоса «Урал» до электропоезда.

Как зародилась идея изучить историю уральского дизайна?  

Илья Полянских: Во время обучения в магистратуре УрГАХУ у нас было задание представить себя кем-то из авторов журнала «Техническая эстетика». В архивах сохранилось много журналов, которые почти никто не читал. А мы прочли и обалдели от уровня научных статей и концептуальных проектов, которыми люди занимались в нашей стране. Мы заметили, что тема советского дизайна мало изучена, поэтому решили спросить лично у бывших сотрудников ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. - Прим.ред.), готовы ли они поделиться своим опытом. Так пришла идея сделать кинопроект при непосредственном участии тех, кто создавал советский дизайн.  

Антон Балакин: Основой фильма стали личные архивы советских дизайнеров: Геннадия Халдина, Раисы Корзун, Александра Веремейчука и других. В основном - это свидетельства на промышленные образцы, которые присваивали дизайнерам после защиты своих проектов перед специальной комиссией.  Мы решили из первых уст услышать о том, что значило быть дизайнером в Советском союзе, показать их труды с помощью 3D-графики, motion-дизайна и документальной съемки.

Для нас здесь интересна региональная история: мы хотим проследить влияние уральской специфики, его тяжелой промышленности на развитие дизайна в стране.   

Лев Маврин: Дизайнеры в 1960-годы фактически изобретали профессию, потому что до этого времени профессии дизайнер, или как их называли «художник-конструктор», просто не существовало. Были инженеры, архитекторы, скульпторы, художники, но не дизайнеры. Они хотели изменить мир вокруг себя и сделать это техническим и эстетическим, художественным способом.

Почему вы рассматриваете именно это время в истории отечественного дизайна?

А.Б.: В XX веке было два больших периода развития дизайна. Первый – это русский авангард. Революционное искусство, оказавшее влияние, в том числе, и на развитие следующего периода. Им стала деятельность ВНИИТЭ. История института пока малоизучена, ее материалы представлены в архаичных формах, которые сложно изучать. Все-таки художники авангарда оставили после себя известные визуальные символы, чего нельзя сказать о деятелях ВНИИТЭ, чьи проекты, к сожалению, часто не воплощались в полной мере.

В чем была уникальность уральского дизайна, его отличие от советского в целом?

И.П.: Специализация каждого филиала ВНИИТЭ была подстроена под региональную технологическую базу. На Урале на тот момент уже 300 лет работали заводы и тяжелая промышленность. Первое художественно-конструкторское бюро в регионе, предшественник ВНИИТЭ, был «заточен» на создание проектов тяжелого машиностроения. Уральский филиал ВНИИТЭ в Свердловске занимался поездами, станками, турбинами и в последствие перешел на создание товаров народного потребления.

Главное достижение уральских дизайнеров, который вы отметили для себя во время работы?

 И.П.: На всех выставках, где участвовали уральские дизайнеры, их сразу отличали от других коллективов. Все потому, что они делали лучшие в стране макеты. Например, один из проектов уральского трамвая красовался на выставке на ВДНХ и на обложке «Технической эстетики». С соавтором макета этого трамвая мы уже записали интервью и расспросили о секретах его работы. 

А.Б.: К примеру, пылесос «Урал» дорабатывали во ВНИИТЭ и даже присуждали ему «Знак качества». Мотоцикл «Урал» был также доведен до ума во ВНИИТЭ и практически не изменил своего внешнего вида до сих пор. Из общегородских проектов можно вспомнить благоустройство улицы Ленина от УПИ до Генеральской, которая до сих пор выглядит современно. Существовала проект аудиотехники «Альт», но об этом мало кто помнит. Основным же направлением был дизайн военных предприятий. Именно поэтому так мало вещей выходило к широкому потребителю. Но если они попадали в руки советских граждан, то пользовались большим спросом.

Л.М.: Уральские мастера – это уральская смекалка. Это основополагающая фраза нашего фильма. Именно эту «ремесленность» и можно назвать особенностью Урала.

Наши земляки могут сделать все: от шильдика на сувенире до концепта скоростного электропоезда. 

На какой стадии готовности находится фильм сейчас?

Л.М.: Мы продолжаем записывать интервью со спикерами и заканчиваем подготовку остального видеоряда. У нас очень хорошая архивная база: уникальные фотоснимки, советские видеозаписи. Сейчас мы отсняли ровно половину материала. После записи спикеров приступим к монтажу и пост-продакшну. Мы не отстаем и не перегоняем сроки. Так что 45-минутный фильм выйдет в начале июля.

А.Б.: Мы планируем презентацию фильма в рамках форума «Global Industrial Design» на Иннопроме-2017, поскольку организаторов форума заинтересовала наша работа, но сейчас пока обсуждаем формат презентации.

Что было самым сложным во время съемочного процесса?

Л.М.: Самое сложное - четко выстроить беседу со спикером, чтобы получить самые яркие воспоминания. Наши герои - это творческие люди в годах, которые готовы рассказать обо всем, очень много показать, охватить весь период. Но нам нужно четко соблюдать тайминг и выделить самые яркие события в профессиональной жизни каждого из спикеров. Это фильм-исследование, и мы организуем его в единую полноценную структуру.

Главная цель, которой хотите добиться этим фильмом?

 И.П.: Мы хотим, чтобы молодое поколение дизайнеров знало историю отечественного дизайна. Есть планы развивать проект и в других образовательных форматах - сделать интерактивную выставку, издать книгу или курс лекций.

Многие считают, что есть итальянский, немецкий, американский дизайн, а советского дизайна не было.

Мы не можем говорить о каком-то узнаваемом стиле советского дизайна, но можем проследить региональные особенности его развития и выделить его индивидуальные черты. В этом нам и помогают герои нашего проекта.

А.Б.: Вместе с нашими героями мы хотим рассказать о мечте, к которой они стремились, и ответить на главный вопрос фильма – зачем дизайн ВНИИТЭ был нужен стране и каждому дизайнеру лично.

Теги