Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

Связь установлена

В ГЦСИ пытаются определить, что такое уральский видеоарт

Связь установлена
01 марта 2017 13:34

Автор:
Лев Шушаричев

До конца недели в Уральском филиале ГЦСИ работает выставка «Неслучайные связи», посвященная уральскому видеоарту 1990-2000-х. Кураторский проект объединяет видео из архива ГЦСИ, собиравшегося более десяти лет, и работы молодых художников. Автор IMC разобрался, чем интересен видеоарт этого периода и что получилось из работы с коллекцией.

Выставка в пространстве местного филиала ГЦСИ лаконична. Она не претендует на звание исследовательского проекта, не пытается отыскать новую уральскую идентичность, не выстраивает развернутое повествование. Минимум поясняющих текстов, только работы, говорящие сами за себя.

Проект «Неслучайные связи» начался из желания кураторов Анны Литовских и Светланы Усольцевой изучить архив уральского видеоарта. К себе в компанию перед экраном они пригласили ряд художников, предложили им выбрать отдельные видео и создать, отталкиваясь от них, собственные работы. Результаты осмысления представлены в залах ГЦСИ вместе с первоисточниками.

Связи между произведениями заявлены как «неслучайные», в экспозицию вошли видео, чем-то лично зацепившие каждого художника. Но в итоге из представленных материалов не складывается ясная картина, которая бы полноценно представляла уральский видеоарт 1990-2000-х годов.

Актуализируя коллекцию, выставка ставит и другой вопрос: почему зрителю должен быть видеоискусство тех лет? Новаторские, самобытные работы несправедливо забыты, или видеоарт недавно ушедших десятилетий интересен как документ эпохи? Может быть, это способ вдохновить художников на создание видеоарта?

В «Неслучайных связях» ничего переломного нет. Прежде всего, это опыты с новой формой искусства, которая стала доступной, эксперименты, которые даже не всегда демонстрировались широкой публике. Но они подкупают непосредственностью, порой наивностью используемых средств, видео вызывают эмоциональный отклик.

Также эмоциональным является переживание недавнего прошлого как прошлого, которое испытывает зритель, смотря работы из архива. В видео то и дело проникают пейзажи, картины повседневности, можно увидеть, как изменился город, как поменялись люди. На фоне современных работ видно, как изменились художники и их подходы. Практически все отошли от чистого использования видео, уходя в инсталляции, объекты, синтетические формы. Языка видео становится недостаточно для выражения идеи.

Работы молодых художников получились яркими, чем видео из архива. Все они по-разному работают с источниками, перерабатывая их, развивая ту же тему, откликаясь на идейное и выразительное содержание видео. Каждый художник подходит по-разному к поставленной задаче. Кто-то – через личные переживания, как, например, Алиса Горшенина в своем видео и инсталляции «За что меня любить?». В нем она отвечает на работу Виктора Давыдова «Дуня-Тонкопряха».

Сложными путями внутренних метаморфоз косцы из «Дороги» группы «Куда бегут собаки» превращаются на видео Маши Плаксиной «Casta Diva» в женщин, бреющих ноги. Инсталляции Юрко Коваля «Хыбдыщь» и «Что я здесь делаю?» Маши Седяевой  интегрируют оригинальные видео в свои работы. Некоторые художники и вообще уходят далеко от отправной точки, создавая совсем самодостаточные произведения. Так сделано в одной из самых сильных инсталляций выставки – «Здесь и сейчас» Людмилы Калиниченко.

Выставка «Неслучайные связи» стала, прежде всего, примером работы с фондами. Она демонстрирует вариант актуализации коллекции, которая долгое время была на задействована. Малое количество видео в экспозиции в какой-то мере компенсировалось показами, устроенными в рамках выставки. И все же, исходя из представленного материала, сложно судить о полноценно явлении уральского видеоарта 1990-2000-х годов.

Выставка «Неслучайные связи» открыта до 5 марта в Уральском филиале государственного центра современного искусства на Добролюбова, 19А. Подробнее о времени работы экспозиции и ценах на билеты можно узнать на сайте ГЦСИ. 

Фото: Петр Захаров | Geometria.ru

Теги