Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

От мала до великого

Как из нескольких кусочков холста сделать энциклопедию уральской живописи

От мала до великого
07 февраля 2017 14:55

Автор:
Ирина Ризнычок

С момента своего основания в 1993 году домашняя галерея «Автограф» Татьяны и Миши Брусиловских прошла путь от неформальной творческой игры к масштабному явлению, объединившему несколько поколений уральских и не только художников. Сегодня в ней около полутора тысяч миниатюрных экспонатов. В конце января в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка «Автограф: дружеские признания художников». Автор IMC побывал на ней и разбирался, как из нескольких кусочков холста сделать энциклопедию уральской живописи​.

Выставка, представленная кураторским дуэтом Ирины Кудрявцевой и Дарьи Костиной, предлагает взглянуть на «Автограф» как на феномен культурной жизни города и пример мирного протеста против коммерциализации искусства. Домашнюю «ковровость» развески, чуть сумбурную и хаотичную, музейщики заботливо «причесали», сохранив при этом тепло и уют, ведь каждая работа – личное дружеское признание, сделанное по случаю и без. Просто так, от сердца.

Гостей выставки встречают работы Германа Метелёва, идейного вдохновителя квартирной галереи. Автопортрет художника, кентавры и рыцари, натюрморт с чашкой кофе и уходящая вдаль перспектива. Именно Метелёв подготовил несколько чистых холстиков и предложил близким друзьям взяться за их роспись. Так, непривычно малый формат стал вызовом и приглашением к участию в азартной творческой игре. Отказов не было, и все играли по правилам. Первыми включились близкие друзья: Виталий Волович, Андрей Антонов, Анатолий Калашников, Светлана Тарасова, Зоя Малинина, Николай Чесноков, Виктор Реутов, дарившие галерее свои миниатюрные работы.

Перед зрителем открывается настоящая энциклопедия уральского искусства, но очень личная и непарадная, ведь за каждой работой стоит трогательная история художника. Вот расписные камни Анатолия Калашникова, которые вместе с дочерью Сашей собирались неподалеку от дачи художника в Волынах, а затем любовно раскрашивались и преподносились дорогим друзьям. В этом же зале увидим крохотный пейзаж Калашникова с сельскими утлыми домишками – «Мы с Таней соседи» – кусочек истории добрососедских отношений дачников Брусиловских и Калашниковых (всё в тех же знаменитых Волынах, в народе получивших название «Деревня художников»). Рядом – деревянные «рыбки» и «домики» кузнеца Лысякова, колоритного персонажа уральской художественней тусовки и близкого друга Брусиловских.

Со временем круг участников рос, ширилась и география подарков. Здесь – изящные миниатюры Олега Бухарова: восьмимартовский подарочный «Дон Кихот» с мельницей в придачу и дивной красоты петух с разноцветными крыльями. Неподалеку – симпатичная «Акробатка» челябинского друга Валентина Качалова с авторским автографом «Мише от коленопреклоненного К.В.», часто гостившего у своих друзей в Екатеринбурге.

Работы не спорят, а мирно соседствуют и даже дружат. По-восточному нарядные «Голубятники» Зайнулы Латфулина уютно примостились средь гастрономического окружения «Рыбы» Андрея Баландина и «Перцев» Сергея Лаушкина. «Девочка в красном» Александра Алексеева слегка смущена и краснеет в галантной компании «Доброго Чингисхана» Анатолия Калашникова, а шуточные дощечки Б.У.Кашкина разбавляют сдержанное спокойствие открыток Валентина Качалова.

Галерея «Автограф» – это, прежде всего, добрая история отношений между людьми. Её участниками стали не только ровесники Брусиловских, признанные мастера уральского искусства, но и начинающие авторы и даже художники-любители (например, художница наивного искусства Анна Трофимова). Искренность «автографов» стирает условность разделения на классиков и молодых, на признанных и забытых, профессионалов и любителей. И те, и другие оказываются равно убедительными и волнующими в своих признаниях. Настолько, что порою сам ощущаешь причастность к этой большой дружбе, в которой художественное и человеческое оказываются едины, а вопрос о стоимости подаренных работ кажется лишним и неуместным.

Сегодня галерея продолжает пополняться: на выставке можно увидеть совсем свежие «автографы» молодых уральских художников Кирилла Бородина и Сергея Рожина. Последний, кстати, подарил галерее свой «фирменный» амулет-оберег. Хочется верить в его силу.

Узнать истории миниатюрных картин-«автографов» можно будет в четверг, 9 февраля, в 18:30, в рамках открытой экскурсии Дарьи Костиной, одного из кураторов выставки в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5).

Напомним, что выставка «Автограф: дружеские признания художников» из собрания Татьяны Набросовой-Брусиловской будет представлена в музее до 26 февраля 2017 года.

Фото: Катя Киселёва (Geometria.ru), Ирина Ризнычок

Теги