Подпишись на нашу группу в Facebook

«Я вижу цель искусства не в конкретных ответах, а в конкретных вопросах»

Художница Фетт Санс о своем первом проекте в Екатеринбурге

«Я вижу цель искусства не в конкретных ответах, а в конкретных вопросах»
27 декабря 2016 15:03

Автор:
Сергей Сивопляс

Арт-резидентка проекта «Новые истории Екатеринбурга» Фетт Санс приехала из Берлина в Екатеринбург, чтобы прочувствовать все особенности российской жизни и представить собственное видение уральской столицы. Накануне открытия фотовыставки «Тепличное растение» в «Доме Метенкова» автор IMC поговорил с ней о прогулках как художественной практике, уральских морозах и многослойности в смыслах и в одежде

Что подтолкнуло вас заняться проектом, связанным с Россией и Екатеринбургом в частности? 

- Путешествие в Россию позволило мне упорядочить некоторые идеи и получить дополнительное вдохновение. Конкретная концепция родилась уже на месте, когда я смогла посмотреть на Екатеринбург живьем, познакомиться с его людьми и архитектурой. Подобные новые эмоции всегда настраивают на продуктивную работу.  

Когда я приехала к вам в город, то сразу же начала гулять. Прогулка – очень важная часть художественной практики. Да, ты можешь находиться в студии и делать что-то своими руками, но существует стечение обстоятельств, когда ты выходишь из привычного комфортного помещения и получаешь совершенно другой бэкграунд для творчества.

Художественная практика не начинается с момента фотографирования. Прежде, чем сделать снимок, ты должен увидеть совпадения, понять какая история может сложиться, в какой ситуации ты мог бы оказаться и только потом это запечатлеть. 

Если говорить о вдохновении, то им может стать что угодно. Так, оказываясь в интересном месте, можно впитать в себя, подобно губке, обстоятельства и вещи, которые происходят вокруг. Мне важны парадоксальные связи, которые образуются с течением времени и те культурные слои, которые взаимодействуют с ситуацией.   

Смогут ли ваши работы научить людей смотреть на окружающее по-другому? 

- Я не стараюсь делать проекты с дидактической подоплекой, не хочу никого учить. Мне интересней смотреть на то, как человек воспринимает мои работы индивидуально, какие вопросы рождаются у него в голове.

Важно, чтобы работы не давали конкретного объяснения, а давали эмоцию. Чтобы человек мог почувствовать себя потерянным и вышел из зоны комфорта. Это имеет гораздо важнее, чем просто получить ответ. Я вижу цель искусства не в конкретных ответах, а в конкретных вопросах. 

Вы как-то заметили, что укутавшись в несколько слоев теплой одежды, люди становятся другими. Речь только о внешнем виде или эта мысль имеет некий подтекст?

- Есть такое понятие, как язык тела. Когда человек покрыт множеством слоев одежды, ты прекращаешь его считывать, как привык делать это в обыденных ситуациях. Смотришь на людей по-другому, они обретают магические черты, теряют свою человечность и начинают походить на мифических созданий.

Считывание языка тела становится целым приключением. Поэтому приходится воспринимать людей только по той части лица, которая остается открытой. В этой ситуации человек представляется совершенно другим.

Находясь в таких погодных условиях, ты сам незаметно становишься таким же существом, которое покрыто множеством одежд. Приходится мириться, что ты теперь отличаешь от того человека, к которому привык. Мне интересно, как посредством всех слоев, которые создает одежда, люди социализируются в больших группах.  

Знакомство с Россией происходит для меня постепенно, шаг за шагом, скользя от одного культурного слоя к другому. И в этом плане многослойность одежды представляется метафоричной. 

На какой город Европы больше всего похожа столица Урала? 

- Некоторые места в вашем городе напоминают Восточный Берлин: то, как он устроен в урбанистическом плане, какую имеет структуру и организацию публичных мест. Кроме того, архитектурное наследие первой трети XX века Екатеринбурга схоже с постройками того же периода в Берлине.

Сколько в среднем времени уходит на создание одного проекта?

- Все зависит от ситуации. Часто бывает так, что ты ограничен во времени, и приходится от начала до конца действовать в рамках дедлайна. А бывает так, что как таковых четких границ не существует. К примеру, сейчас я выхожу на улицу, делаю определенные снимки. Так к открытию проекта будет готов зин, куда они будут включены. Но это не значит, что снимки, которые я сделала на Урале, не будут использованы в других проектах. Вопрос не в том, чтобы идти из пункта А в пункт Б, а в том, какие параллели можно найти. Если двигаешься дальше в этом направлении, то ситуация становится сложней и вместе с тем интересней.

Структуру моей работы можно представить в виде процесса плетения кос, когда ты можешь плести не из трех прядей, как обычно бывает, а из нескольких одновременно, они все разные, но вместе дают целостную картинку. С другой стороны, есть определенная сложность, с которой я сталкиваюсь – не могу отпустить все то, что было до этого. Скорее, это трудность не в художественном плане, а в личном. Мне легко удается отпустить тему, но не людей, которых я видела и с которыми знакомилась в процессе работы над проектом.

Я могу увидеть человека где-нибудь на углу улицы в течение 10 секунд, но пойму, что это может быть гораздо больше, чем просто случайная встреча.

У меня очень хорошая память на лица, всех кого я вижу в жизни, запоминаю и легко могу воспроизвести их внешность у себя в голове. Поэтому мне интересно понятие «незнакомца». Те люди, которых я встречаю – они незнакомцы. Но при необходимости я пытаюсь установить очень близкую связь за короткое время, чтобы сократить дистанцию и стать знакомыми. 

Данной выставкой я могу мысленно возвращаться и в предыдущие проекты. У меня нет никаких ожиданий, моя работа останется здесь и будет жить своей жизнью, когда я уеду из Екатеринбурга.

Фетт Санс рассказала IMC о некоторых работах, которые можно будет увидеть на первой выставке арт-резиденции. Напомним, в 2016 году «Дом Метенкова» стал победителем в грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина с идеей арт-резиденции «Новые истории Екатеринбурга». 

Фото 1

Это мой первый снимок в Екатеринбурге. На тот момент, когда мы познакомились с этим парнем, студия в «Доме Метенкова» еще не была готова, и я не могла никого туда пригласить. Чтобы сделать снимок, я искала место и поняла, что нужно спокойное пространство, где можно уединиться. Выбрала второй этаж «Дома Кино», где меня привлекло это растение. Снимок важен, потому что он сделан на фоне зелени, в тот момент, когда я еще не знала, что подобные вещи станут моим лейтмотивом для всего проекта. Это некая точка старта. Ноябрь 2016. 

Фото 2

Мне стало интересно, как работают некоторые общественные места, за счет чего они структурируются. Когда я увидела все эти растения в одном месте (речь идет о ТЮЗе – прим. автора), то у меня возникла мысль о потерянном рае, который кто-то обретает, когда приходит в это место и видит роскошь зелени. Здесь важно, как встречаются реальность, которая существует в мире и реальность в моем понимании.

Фото 3

Это снимок из двух снимков. Внутри - фотография с зеркалом, которую я сделала в Екатеринбурге. Фотография с рукой найдена в интернете, это делает человек по имени Ahmad Fuad Morad, который много путешествует по миру. И вот я на фоне его снимка запечатлела свою фотокарточку с зеркалом. В основе лежит идея о проводнике. 

Первая выставка проекта арт-резиденций «Новые истории Екатеринбурга» под названием «Тепличное растение» откроется сегодня, 27 декабря, вторник, в 19:00 на площадке фотографического музея «Дом Метенкова» (Карла Либкнехта, 36).   

Теги