Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

Морозно, свежо и не темно

Как в Екатеринбурге прошел фестиваль светового искусства «Не темно»

Морозно, свежо и не темно
20 декабря 2016 19:03

Автор:
Александра Намятова

Фестиваль светового искусства в городе «Не темно», в пятый раз озаривший столицу Урала светодиодными и не только огнями, прошел с аншлагом. Автор IMC прошелся по площадкам и своими глазами увидел, чем художники удивляли горожан на этот раз.

В плане, выданном улыбающимися волонтерами в «Ельцин Центре», нарисованы 22 объекта, разбросанных по всему городу. Градус на улице – порядка -25, а то и ниже, но от посещения инсталляций это не отталкивает. Хорошо, что первая из них находится в самом «Ельцин Центре» - это небольшой прозрачный шарик, «оракул», сделанный участниками фестиваля Suricata House и предсказывающий будущее,  высвечивая ответ на заданный вопрос на экране напротив.  Несколько раз гадаю – выпадает только красиво оформленное «No».

По дороге к Центру фотографии «Март» слушаем основателя фестиваля. Евгения Никитина знакомит с историей «Не темно».

«Фестиваль начинался как дружеский проект. Мы хотели вовлечь художников в некий квест и бросить вызов погоде. Накануне зимнего солнцестояния «Не темно» проходит уже в пятый раз; как видите, мы успешно справляемся с проектом».

За разговорами подходим ко второй инсталляции: в окне «Марта» солнце, медленно встающее из-за горы.

Совсем рядом, на Плотинке, Сергей Лаушкин представил свою инсталляцию «Небо». Это зеркальные буквы на снегу, в которых отражается темное вечернее небо середины декабря. «Они показывают слияние неба и земли,  двух разных стихий, соединяющихся благодаря воде», - объяснит Сергей днем позже на закрытии фестиваля.

Следующие объекты, занесенные на черную карту «Не темно» - «Боязнь темноты» Лаушкина и «Шкатулка» Александра Черданцева.  Обе инсталляции уже вызвали бурю в Инстаграме: первая изображает нескольких железных псов с горящими глазами, стоящих за гаражом, а вторая просто радует ярко-зеленым цветом и возможностью залезть внутрь. На моих глазах туда залезали практически все, кто хотел сфотографироваться.

По словам Александра, очертания шкатулки должны показать крушение прежних идеалов, пустоту в душе и в сердце, мнимые ценности людей вокруг. Зашифрованный смысл угадывается трудно – наверное, опустившаяся температура, при которой замерзают даже мозги, является тому главной причиной. 

На обратном пути сворачиваем к водонапорной башне, своеобразному символу центра города. Американка Кэрол Сальмансон с группой студентов ЕАСИ превратила окошко башни в разноцветный витраж.

Кстати, ЕАСИ в этом году отличилась – в ее дворе был организован своеобразный шалаш, сделанный из флуоресцентных «палочек» белого цвета. «Сны шамана» символизировали приближение дня зимнего солнцестояния – 21 декабря – и всех связанных с ним обычаев. К примеру, шаманских плясок, различных обрядов, призыва привидений и им подобных.

Внимание горожан привлекли инсталляции «речных» значков, расположенные на разных берегах Исети дальше Плотинки. Первый из них, «Знак эвакуации», был выполнен Анастасией Крохалевой, студенткой УрФУ. Светящийся синим человечек, будто бегущий в никуда, как минимум притягивает взгляд. Как максимум – поднимает серьезные философские темы. «Это открытый вопрос, а не простой значок. Сможете ли вы адаптироваться к новой жизни в городе? Перебороть себя? Или вы начнете искать выход, на который человечек намекает, и сбежите?», - поясняет автор.

Второй «значок» находится на самом берегу замерзшей реки – это горящая  ярко-красным стрелка с мини-пальмой и обогревателем под боком. «Скульптура» называлась «Цыпленок в поисках желтка». Обогреватель действительно грел, а мини-пальма стояла невредимой весь вечер. В путеводителе «Цыпленок» сопровожден фразой: «Все, что вы хотели знать о современном искусстве». И множеством хэштегов.  

Один из самых заметных объектов – «Звезды», водворенные на входе в ИЦ «ARHITECTOR». Две серебристые конструкции как бы предваряли лекцию немецкого куратора «Не темно» - 2016 Макса Зюдуса, которая прошла в библиотеке Центра ровно через день.

«Это вызов, форс-мажор, рывок. Мне это нравится. Который раз приезжаю в Екатеринбург с выставками и могу сказать, что ваш город прекрасен, а атмосфера в нем непередаваема» - во время полуторачасовой лекции Макс расточал улыбки и благодарности. О ценности фестиваля говорила российский куратор Евгения Никитина. 

«Мы многофункциональный фестиваль. Поэтому ценность его немного расплывчата. Это и работа над инсталляцией, и возможность от идеи прийти с готовым объектом к большой аудитории и грамотно его презентовать»

Несмотря на то, что сам фестиваль уже закончился, одна из инсталляций будет радовать жителей и гостей Екатеринбурга до марта 2017 года. Это «Водяные пузыри» той самой американки Кэрол, расположившиеся в окнах Белой башни на Уралмаше. Посмотрим, смогут ли 20 ярких картинок «напитать» город жизнью, как когда-то это делала сама башня.

Фото: Алексей Патентный, Кристина Казакова, Сергей Потеряев, Анастасия Задорина, White Tower Project

Теги