Подпишись на нашу группу в Facebook

Исследуя город

Новая команда «Дома Метенкова» о том, что было, что будет и чем душа не успокоится

Исследуя город
19 декабря 2016 17:00

Автор:
Вячеслав Солдатов

В этом году одной из самых активных культурных институций Екатеринбурга стал фотографический музей «Дом Метенкова», состав которого полностью обновился осенью 2015 года. Подводя итоги года, сотрудники музея Кристина Горланова и Сергей Потеряев рассказали IMC о поисках новых концепций развития музея, обновленной экспозиции и будущих выставках, а также программе арт-резиденций и музейном дизайне.

После проекта «Охота на Уралмаш» хотелось сделать что-то подобное про другие районы

Однако сложность заключается в том, что районы в Екатеринбурге довольно неоднородные: например, отдельно про Ленинский район сделать проект вряд ли бы получилось, а вот, например, про Ботанику или про Синие Камни – очень даже. Если честно, сначала мы думали делать проект именно про Ботанику, потому что это спальный район, абсолютно без амбиций, в отличие от Уралмаша. Но в конечном итоге совместно с Музеем истории Екатеринбурга решили делать проект про исследование ВИЗа.

Изначально нам казалось, что составить какой-то увлекательный маршрут по ВИЗу достаточно сложно, но пример Уралмаша доказал, что это вполне реально. Казалось бы, что может быть интересного в рассказе про типовую застройку? Но нет. Вот только одна история: оказывается, что одна улица была полностью спроектирована архитектором-женщиной, и она предусмотрела балконы, чтобы выращивать на них цветы. Прекрасная история.

Еще мы хотим исследовать Эльмаш. После Уральской индустриальной биеннале мы запланировали выставку про этот район, про особенности его застройки.

Честно говоря, перед нами стоит неподъемная задача: сделать визуально понятную выставку для широкой аудитории. Легко восхищаться особенностями застройки и архитектуры, когда об этом увлекательно рассказывает специалист. Нам же нужно, чтобы на выставке все было понятно и интересно без слов. В выставке про Эльмаш мы хотим обратиться не только к историческому аспекту, но и к эмоциональному, поэтому там будут представлены и фото, и художественные работы. Это будет примерно через год. А вообще у Музея истории Екатеринбурга в планах рассмотреть каждый район города и сделать про него выставку. Мы с ними достаточно плотно работаем, поскольку мы более-менее один коллектив.

Чего ждать от арт-резиденций

В 2016 году «Дом Метенкова» стал победителем грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина с проектом арт-резиденций «Новые истории Екатеринбурга». По задумке команды проекта, на протяжении года в городе будут поочередно работать восемь художников из России, Украины, Германии и США. Каждый из них по результатам пребывания на Урале представит свой фотопроект, рассказывающий о сегодняшнем Екатеринбурге. Первым резидентом «Новых историй» стала Фетт Санс — художница, фотограф и режиссер. В своих проектах она, как правило, совмещает работу со снимками, видео и текстами, выстраивая таким образом единый нарратив. Сейчас она готовит первую выставку резиденций.

Всего же к нам приедут восемь резидентов: четыре самостоятельных художника и два дуэта. Возможно, мы привезем еще немецкую художницу, но это пока под вопросом. Резиденция у нас будет двухмесячная, то есть проект этого года мы растянули на 1 год. У каждого из ребят будет отдельная мастерская, где они будут работать.

Перед приездом каждый художник представил черновик проекта, который он бы хотел реализовать в нашем городе.

Конечно, первоначальные идеи могут впоследствии очень измениться, ведь никто из ребят никогда не был в Екатеринбурге, и для них это будет совершенно новый опыт.

Например, ребята из Москвы хотят поработать над цветовыми явлениями города. Они заметили, что цвет Уралмаша – оранжевый, из-за цвета зданий. Мы как-то этого не замечали, что если походить несколько часов по этому району, то ты понимаешь: да, действительно, оранжевый. А сейчас они собираются искать в городе красный цвет, и тут еще перекликается тема революции 1917 года, и в этом смысле их проект, конечно, будет очень вовремя.

В итоге мы получим 6 проектов, которые расскажут про город с разных точек зрения. И это очень здорово, потому что сейчас у нас есть некий дефицит визуальных образов города, особенно новых. В итоге всей этой большой истории мы выпустим книжку-каталог, которая расскажет про все 6 проектов и про всех резидентов, а также сделаем общую выставку всех резидентов в «Доме Метенкова». Кстати, каталог – это такой задел на следующий год, потому что мы давно хотели заняться изданием какого-то журнала, который писал бы об искусстве. Ведь у нас в городе на сегодняшний день нет никакой подобной площадки.

Кстати, в следующем году мы решили убрать возрастной ценз для резидентов. Выяснилось, что уже состоявшиеся художники с удовольствием поехали бы работать к нам даже без гонорара. И это должна быть очень крутая история. Также мы получили запрос от наших местных авторов – они тоже хотели бы стать резидентами. Поэтому в будущем году мы пригласим в резиденцию наших творческих ребят с Урала в целом и из Екатеринбурга в частности. 

В конце концов мы хотим сделать из резиденции фотографическую студию и проявочную для каких-то наших нужд, например, чтобы мы могли там делать снимки экспонатов для каталогов.

Музей как дом

Прошлый год был для нас пробный: мы использовали разные формы презентации выставок и разные формы презентации досуга. Например, очень удачный был проект на «Ночь музыки». Также прекрасно получилось обыграть наш дворик – многие люди удивлялись, что, оказывается, у нас за зданием есть такое уютное место. Поэтому зимой мы хотим сделать там горку для детей и зимние фигурки. А вообще у нас есть мечта – залить каток, но, к сожалению, для этого мало места.

По нашим ощущениям музей очень изменился за последнее время, и публика тоже поменялась: люди стали больше посещать музей.

В частности, у нас есть «бесплатная среда», как у и многих музеев, то есть к нам могут свободно прийти студенты, многодетные семьи и пенсионеры.

Те лекции, которые мы проводили в последнее время, пользуются успехом, к нам пришли люди, которые не были в музее года три. Сейчас мы должны четко ответить на вопрос: бьем ли мы по нашей цели? Правильная ли это аудитория? При этом то, чем мы занимаемся, нам самим очень нравится, но ведь нельзя сказать: «я – это музей».

Что касается нашего фотоклуба по четвергам, то кажется, что этот формат немного отмирает: для молодежи это отеческое вещание со сцены и разбор работ уже неактуальны. Мы понимаем, что нужна какая-то образовательная составляющая, но как ее правильно оформить, мы пока не знаем.

Также к нам на экскурсии могут приходить школьники. Школьники, кстати, очень разные: кто-то внимательно всматривается во все детали, а кто-то ведет себя в духе: о чем вы мне можете тут рассказать, у меня подписчиков больше, чем у вас.

Интересная особенность – мы заметили, что на лекции иностранцев приходит больше людей, то есть в Екатеринбурге тяга к чему-то зарубежному очень заметна – мы это учтем. Нам нравится быть открытыми для аудитории, мы стараемся быть комфортными более-менее для всех. У нас царит домашняя обстановка, ведь мы небольшой музей-дом.

Музей как дом фотографии

Когда к нам приезжала специалист фонда Владимира Потанина, она озвучила очень интересную мысль о том, что художественный музей совершенно точно может существовать без постоянной экспозиции. Но за этот год мы поняли, что для нас это правило не работает: у нас огромный запрос от местных жителей именно на историческую часть. И это правильно главным образом потому, что мы находимся в важном историческом здании и мы хотим рассказать историю дома и историю фотографа Метенкова. Кстати, 6 апреля будет 160 лет со дня его рождения, и в планах у нас сделать какую-то историю не только про него самого, но и про фотографию в истории в целом. Этой теме у нас будут посвящены 3 зала.

В первом зале мы планируем показать историю самого Метенкова и рассказать про дом, в котором мы находимся. Есть такое мнение, что Метенков как фотограф-документалист был ценен только тем, что он запечатлел Екатеринбург того времени на стеклянных негативах, а никакой художественной составляющей в его работах нет. Но ведь и в мире в то время именно художественного в фотографиях было не очень много. И по большому счету, для нас работы Метенкова – это настоящий повод для гордости.

Во втором зале мы хотим рассказать о том, что такое фотография и процесс фотографирования в целом. При этом понятно, что рассказывать про историю мировой фотографии в целом – это неправильно и невозможно. Поэтому акцент сделаем на истории фотографии здесь, в Екатеринбурге. У нас в архивах есть очень красивые портретные фотографии, мы расскажем, что такое была фотография раньше в бытовом смысле.

Третий зал будет посвящен технической стороне фотографии. Очевидно, что сейчас не хватает части именно про сам процесс фотографирования, проявки, печати. При этом кажется, что именно сегодня – это суперсвоевременная тема, ведь фотография стала настолько бытовой, что мы воспринимаем ее как нечто само собой разумеющееся. Увы, но мало кто представляет, что раньше нужно было потратить очень много времени, чтобы получить одну единственную фотографию. И нам есть что об этом рассказать: у нас есть много техники, старых фотоаппаратов. Будет очень круто, если к нам придут дети, увидят все это и поймут, откуда пришел нынешний Инстаграм.

Плюс у музея на очереди есть проект для детей от 8 до 16 лет: серия из шести лекций-занятий про фотографию.

Также в планах у нас сделать несколько видеолекций, посвященных нашим фондам и истории фотографии. Мы их выложим у себя на сайте, чтобы у людей была возможность более плотно познакомиться с музеем перед его посещением.

Музей как общественное пространство

В прошлом году нам хотелось реализовать все наши идеи: кофейню, лекции, издательское дело, магазин. Но постепенно пришло понимание, что осуществить все весьма сложно, и это отнюдь не вещи первой необходимости. Сейчас на первом плане у нас именно историческая составляющая. Нам хочется, чтобы она полностью соответствовала запросам Екатеринбурга.

В итоге нам нужна чистая, элегантная и аккуратная выставка на постоянной экспозиции.

И здесь важно сказать о музейном дизайне. Это то, чего так не хватает всем городским музеям. Пространство музея важно не менее самой композиционной части. Мы решили начать с наших исторических залов, потому что это наша постоянная экспозиция. Сейчас мы ищем дизайнера, который работает с музеями и сможет по-новому обыграть пространство, сделать правильную навигацию. Причем дизайнер должен быть из Екатеринбурга, потому что работать с москвичами, во-первых, дорого, во-вторых, они все равно не так понимают местную специфику. Нам нужно, чтобы было все отлично и с точки зрения дизайна, и с точки зрения наполнения и концепции.

При этом есть планы по обустройству всего пространства «Дома Метенкова». Наверное, мы поднимем гардероб наверх, а внизу мы хотим сделать в мини-формате сувенирный и книжный магазинчик. Кроме этого, у музея скопилось довольно много книг, которые были рассредоточены повсюду. Мы привели их в порядок и создали нашу личную библиотеку. Скоро люди могут прийти к нам в музей, почитать музейные книги, полистать альбомы. 

Открытие выставки «Пропаганда фотографирования» откроется в «Доме Метенкова» в этот четверг, 22 декабря в 19:00.

Подробности можно узнать в группе музея.

Фото: фотографический музей "Дом Метенкова", Вячеслав Солдатов 

Теги