Подпишись на нашу группу в Facebook

Искусство документа

В Екатеринбурге идет главный фестиваль современного документально кино

Искусство документа
07 декабря 2016 18:21

Автор:
Александра Намятова

«Артдокфест», международный фестиваль документального кино и детище Виталия Манского, одного из самых заметных режиссеров негрового кино, пришел в Екатеринбург. Причем наш город имеет преимущество: каждый фильм, впервые показывающийся в России, можно видеть у нас на 2 часа раньше, чем в Москве и Петербурге. Какие картины уже показали за фестивальные выходные и что ждет гостей «Артодкфеста» в ближайшие три дня, рассказал автор IMC, побывав на первых кинопоказах.  

Суббота. День. Снег валит, не прекращаясь. На экране кино-конференц зале Ельцин Центра российско-французский фильм «Освобождение: инструкция по применению». Психоневрологическое учреждение в глубинке, главные героини – две молодые девушки – мечтают о получении  дееспособности. Под нетленную песню Ace Of Base «It’s A Beautiful Life» они танцуют на местной дискотеке, курят первые сигареты, плачут в плечо друг другу, учатся наносить подводку на веки. Но главное испытание у них еще впереди – обеих ожидает череда судов, подтверждений своего стабильного психического состояния, отказов и новых попыток.

Режиссер и оператор фильма Александр Кузнецов, присоединившийся к публике по скайпу, начинает свой рассказ о съемках с воодушевляющей фразы: «Все стало хорошо, не волнуйтесь». Спойлер: обе героини кино оправились от болезни, вышли из «клетки», где жили долгие годы, завели семьи, нашли хорошую работу.

Только в кадре этого нет – фильм обрывается на крупном плане лица одной из девушек, плачущей после отъезда подруги, выигравшей свой второй суд. «Да, в интернате всем пришлось привыкать к камере. И, опять таки, девочки справились со своей ролью – сыграли там, где это было нужно; например, в сценах диалогов. Сначала я фотографировал обитателей интерната – это продолжалось где-то 2 года. Следующие 36 месяцев я уже снимал» - пожимает плечами Александр.

Еще одним фильмом субботы стал «В тени больших деревьев», интерпретация  «Отцов и детей» на современный лад. В центре сюжета – конфликт в африканской семье, вынужденной работать на пришлых белых торговцев и с ними считаться. В местных городах только-только осваивают тонкости европейского маникюра, а деревни изо всех сил сопротивляются натиску «завоевателей», отказываясь принимать новшества. Отец семейства относит себя к деревне, его старший сын – к городу. Уже понятно, что простым разговором дело не закончится. Перед показом на это недвусмысленно намекает режиссер, Вадим Витовцев.

На показе фильма воскресной программы «Кролики в свете фар» экран разделился на две части: в каждой по видеоблогу, которые ведут молодые девушки из захолустья. Девушки, как водится, подруги, и они, конечно же, мечтают вырваться из своего городка. Сплетни, козни, классическая история взросления – фильм не раскрывает каких-то важных, трогающих проблем. Он просто есть, как произведение искусства.

Режиссер «Кроликов» Алиса Ерохина, одновременно являющаяся продюсером картины, улыбается залу с огромного экрана. Несколько реплик ведущего, разговоры притихают – зрители готовятся к очередной порции вдумчивых ответов, как это было в Москве и Петербурге.

Но  Алиса не утруждает себя и даже не пытается философствовать. «Частично этот фильм является историей моей жизни, да. Был ли у нас сценарий? Конечно, был. Но очень часто девочки-актрисы снимали реальную жизнь, не играли в кадре кого-то другого. Например, один из моментов фильма, когда главная героиня орет трехэтажным матом на ни в чем не повинных бабушек, был снят спонтанно – я настраивала актрису перед ее сценой, мы кричали друг на друга, я просила ее ударить меня. Тут подошли те самые старушки, чтобы защитить  бедную девочку. Девочка оказалась мегерой».

Фильм Александра Куприна «Ладан-навигатор», смонтированный и выпущенный в этом году, повествует о производстве ладана. Монах Закхей продает ладан своим коллегам из США и бесплатно привозит его в Донецк – и все это под дождем, градом, в том числе и пулевым, среди развалин и ужасающих историй о гражданской войне, которая разгорелась на Украине. «Страшно не снимать, а смотреть, что происходит по ту сторону камеры» - грустно улыбается Александр в традиционной послефильмовой трансляции из Москвы. Из зала со смешком доносится вопрос – было ли ему удобно спать в келье? «Не совсем. В фильме, кстати, был отрезок, в котором я именно это и делаю, вспомните», - на полном серьезе отвечает Саша.

Вечер воскресенья, одного из самых многолюдных дней фестиваля, завершился показом «Слишком свободного человека» и встречей с его режиссером и продюсером. Вера Кричевская и Михаил Фридман, опоздав на полчаса, с извинениями поднимаются на сцену – погода нелетная, дороги заметает, из Кольцово в центр города пробиться практически нереально. Вера улыбается – в конференц-зале Ельцин Центра нет свободных мест. Обещает вернуться через два часа и ответить на любой возникший вопрос.

В эти 2 часа зрители погружаются в жизнь одного из самых интересных политиков начала конца 20-го – начала 21-го веков. О Борисе Немцове рассказывают по годам – когда первый раз жал руку Ельцину, а когда смеялся, хлопая его плечу, когда бегал наперегонки с Путиным на совещания и когда противостоял ему на многочисленных митингах. Рассказ дополняют комментарии самого Немцова, взятые из различных интервью, и выдержки из речей его близких друзей и соратников. В кадре успевают побывать знаковые персоны российской политики: Яшин, Прохоров, Навальный, журналисты, жена и дочь. И, конечно, сам Борис: его улыбающееся лицо на протяжении ленты мелькает не один десяток раз.

После продолжительных оваций, снятых на камеры мобильных телефонов всеми организаторами фестиваля, Вера и Михаил устраиваются поудобнее на только что вынесенных на сцену стульях. «Была ли я знакома с Борисом? Шапочно. Сейчас узнала его получше и как политика, и как человека, далекого от неких идеалов», - очаровательно улыбается Кричевская в ответ на первый вопрос.

После, сосредоточенно смотря себе под ноги, от сцены поднимается Евгений Ройзман – пропустить «Артдокфест» мэр Екатеринбурга никак не мог. Пока на главу города сворачивают головы, Михаил Фридман монотонным, привыкшим к интервью голосом начинает рассказывать, как шла работа над фильмом: сколько часов провели за компьютером, откуда выписывали режиссеров монтажа, где искали редкие видео, кто красил дочку Немцова, лукаво улыбавшуюся в кадре. «Великолепный маргинал», - с улыбкой цитирует Олега Кашина сидящая рядом девушка в круглых очках. О ком реплика – Борисе или Михаиле – не уточняется.

Фестиваль документального кино еще три дня будет идти в Екатеринбурге. За это время в кино-конференц-зале Ельцин Центра покажут ленту о повседневной жизни в украинском Мариуполе времен российско-украинского кризиса, фильм «Красота» о поискахт смысла жизни и красоты среди алтайских полей. Также зрители увидят документальный триллер «Кредит на убийство», рисующий картину множества нерасследованных преступлений на почве национальной ненависти, а также историю взросления чеченского подростка в ленте «Приходи свободным».

Завершится «Артдокфест» 9 декабря показом фильма «Слишком свободный человек». Подробности программы, расписание и цены на билеты можно узнать на сайте Ельцин Центра.

Фото: Любовь Кабалинова, Президентский Центр имени Б.Н.Ельцина 

Теги