Подпишись на нашу группу в Facebook

Дом на все четыре стороны

О годовщине Ельцин Центра, его будущем и омуте памяти

Дом на все четыре стороны
30 ноября 2016 17:30

Автор:
Ксения Кузнецова

250 000 тысяч посетителей, 3060 экскурсий, 130 лекций и мастер-классов, 6000 новых фондовых поступлений – с такими показателями Ельцин Центр подошел к окончанию первого года работы. Его называют центром притяжения, прозвучавшим на весь мир. Как удалось этого добиться и чего екатеринбуржцам дальше ждать от нового городского культурного центра, узнал корреспондент IMC.

Рассказать о первой годовщине, итоговых показателях и программе мероприятий собрались представители главных площадок Ельцин Центра: исполнительный директор Президентского центра Б.Н. Ельцина Александр Дроздов; директор музея Б.Н. Ельцина Дина Сорокина; директор Арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских; руководитель департамента программ и общественных связей Денис Корнеевский.

На пресс-конференции, посвященной первому дню рождения центра, особо отметили, что десятки тысяч гостей стали участниками научных конференций, выставок, кинофестивалей и научных программ. В их числе Андрей Макаревич, Чулпан Хаматова, Сергей Безруков, Иван Ургант, Леонид Парфенов и другие. Это предмет гордости Ельцин Центра. 

Но о новых идеях почти ни слова: они в стадии разработки. Поэтому представители центра поделились более общими соображениями о том, как прошла реализация планов за прошедший год. Круг тем был разнообразен: от ожиданий и трудностей в создании Ельцин Центра до ярких моментов и личных впечатлений.

Как отметил Александр Дроздов, дорога к первой годовщине была очень долгой. «Практически 11 лет было отдано формированию представления о том, чем может завершиться работа фонда Ельцина. Деятельность началась в 2005 году: мы искали разные осуществления проекта в Москве, но, к сожалению, а может быть, и к счастью, ни один из них не реализовался, потому что это все было, как мы сейчас понимаем, несколько другим масштабом – не соизмеримым с тем, что получилось в Екатеринбурге. В 2007 году центр подготовил для президентской администрации записку, рассуждая в ней о том, чем мог бы стать центр в Российской Федерации, используя опыт знакомства с президентскими библиотеками в США и другими мемориалами: Черчиллю или де Голлю в Париже», - пояснил он.

«Если говорить об итогах, то лично для меня наиглавнейшим является то, что объект состоялся и он живет самостоятельной жизнью. Хочется, чтобы она была насыщенной, умной, полезной и чтобы мы ни на секунду не потеряли ту главную цель, которую ставили перед собой: этот дом должен оставаться открытым для города на все четыре стороны».

В планах самого масштабного культурного учреждения центра - музея Б.Н. Ельцина - продолжать общаться в таком же ритме с посетителем. По словам директора музея Дины Сорокиной, только за первый год в нем принято более 250 тысяч человек, проведено более 3000 экскурсий, причем не только обзорных, но и авторских. Кстати, в новом году будем запущена новая программа: «Другая жизнь Бориса Ельцина», рассказывающая о человеке вне политики как о семьянине, о друге, о коллеге, а также о его хобби, интересах, увлечениях.

Особым событием в оценке директора музея стал проект «Август 1991» и не только как совместная с Арт-галереем и архивом Ельцин Центра крупномасштабная выставка, но и как целый цикл мероприятий, встреч, в том числе, с участниками событий. «Мы очень рады, что активное участие принимали жители Екатеринбурга: только в первый день выставки нас посетило около 1000 человек», - закончила свой рассказ Дина Сорокина.

«У нас сложился очень хороший портрет: это житель Екатеринбурга, 30-35 лет, с высшим образованием, работающий в сфере образования, науки, производства, промышленности, а также социально и культурно активный посетитель мероприятий и событий Ельцин Центра»

Директор Арт-галереи Илья Шипиловских, оценивая значимость Ельцин Центра, отметил очень важную вещь, поразившую, наверное, всех посетителей. Пространство, оборудованное по последнему слову техники, позволяет музею размещать работы высочайшего уровня. Это, по его мнению, сделало галерею важной точкой в культурной карте города, и благодаря ей в Екатеринбург стало возможным привозить и показывать важные, интересные работы.

Также он сделал акцент на хорошо налаженные отношения с московскими институциями, такими как Мультимедиа Арт Музей, Московский музей современного искусства, а также партнерство с Уральским Федеральным университетом, которое нашло воплощение именно здесь, потому что современное искусство требует комментария.

«Мы понимаем, для того, чтобы оно нашло путь к сердцам зрителя, нужна некоторая помощь. Нам помогли замечательные искусствоведы, молодые специалисты, которые каждые выходные водили бесплатные экскурсии, что вызвало приятный отклик от зрителей. Мы, конечно, продолжим этот опыт в следующем году», - подчеркнул он.

Проектом, который идет сейчас, стала выставка «Нонконформизм: точка отсчета». Здесь работы художников нонконформистов, которые выбрали перпендикулярную траекторию основной линии социалистического реализма – это, безусловно, важный момент понимания того, как художник осваивал свой язык в тоталитарном государстве и находил путь к зрителям.

«У нас сформировалась послевоенная линия: от 50-х до 90-х, далее 90-е, и в будущем мы попробуем больше работать с нулевыми годами: приглашать молодых художников, используя проекты, которые основаны на течении времени: больше перфоманса, видеоарта, медиаискусства – всего того, что отражает реальность, в которой мы живем сегодня», - рассказал Илья Шипиловских о будущем Арт-галереи.

В целом о программах Ельцин Центра высказался Денис Корнеевский: «Мы чрезвычайно быстро нашли свою аудиторию и поняли ее. Как мне кажется, что бы ни говорили, ни писали, наш посетитель не делится по политическим взглядам, идейным соображениям. В первую очередь, это думающие, способные критически размышлять, оценивать ситуацию и наше историческое наследие люди и, конечно же, готовые двигаться вперед».

Особое внимание он обратил на образовательную миссию, которую ЕЦ несет совместно с Арт-галереей и с магазином «Пиотровский». С этого лета разработано несколько внутриобразовательных программ, идущих по четырем векторам: интернет и медиа, урбанизм и архитектура, научпоп и все то, что называется гуманитарными науками. Также запущена театральная программа, которая работает с таким форматом, как современная драматургия. Детская программа в скором времени также получит свою постоянную площадку.

Книжный фестиваль, новые автобусные экскурсии, интерактивные проекты, выставки – в 2017 году Ельцин Центр будет работать в прежнем масштабном режиме. Но главное – это будущий год, ознаменованный столетием Октябрьской революции, которая будет раскрыта и осмыслена в неожиданном для центра ракурсе: женщины и революция. «Мы постараемся посмотреть на события тех дней в общем контексте через призму женского взгляда, женской судьбы, поэтому будем освещать период, а не конкретное событие», – уточнила идею концепции Дина Сорокина.

Главное же достижение Ельцин Центра озвучил Александр Дроздов, которое поддержали все: «Самое главное, что наша институция вошла в жизнь города: вот она рядом, ее можно потрогать, войти внутрь. Мы рады тому, что являемся формирующим среду явлением: нам важно состояние набережной, наличие пешеходного перехода, парковок, и, ломая над этим голову, мы понимаем, что являемся неотъемлемой частью города, в котором все живем».

После пресс-конференции микрофон был передан посетителям, чтобы узнать непарадную сторону центра, хранящего традиции, вещи и знания, о которых хочется говорить. Новый проект «Мои вещи из 90-х: открытый микрофон» приурочен к празднованию годовщины Ельцин Центра, в рамках которого люди рассказывают свои особые истории и ассоциации о прошедшем времени, наполняя пространство центра своими личными смыслами.

Этикетки от разных потребительских товаров, первый шоколад, книги, машины – через какие только вещи не отложились воспоминания о 90-х в головах людей. Тогда они казались столь не важными, что по большей части их не берегли, а сейчас вещи помогают людям сформировать образ эпохи и отношение к ней.

Оказалось, что года, чаще характеризуемые как времена развала и разрухи, впитали много личного. Для Сергея Александровича Старикова 90-е – это теннисная ракетка.

«В СССР теннис был не очень распространен, потому что ракетка стоила половину зарплаты моих родителей. Первые ракеты были деревянные и делались из бука, клена. Почему тема показалась интересной? Я сам из Сталинского района, как и наш президент, а Борис Николаевич – это первый человек, который ​стал продвигать теннис. Именно после его внимания стали открываться спортивные центры, дюшоры, выходить инвентарь, пошли первые победы наших спортсменов».

После рассказа теннисные ракетки, с которыми пришел гость, были переданы в коллекцию музея с разрешения Областной федерации большого тенниса Свердловской области.

«Мое платье было куплено в Монголии в конце 1970-х, а сама я его надела в году 1995-м. Это история о том, как запасливо мы приобретали вещи на вырост: вспомните одежду, которую родители покупали вам, а она была так велика, что впору становилась только к 20 годам, а не в 12 лет. И это платье, которое ты носил в 90-х, а потом снова решил надеть лет пять назад, заставляет только удивляться. Держу его в руках и вспоминаю юность: носила его, когда работала пионервожатой в лагере», – история от Марины Соколовской про одежду из 70-х и понимание того, что вещи на вырост не принадлежат какому-то конкретному времени, так как нет жесткой границы между временами, несмотря на моду и прочие вещи.

Для Татьяны Кеник такой вещью стал диктофон, «дающий ощущение того, что ты на конце цепочки сети и связи». К слову, напомнивший всем о том, как китайцы стали выпускать часы в виде пейджера для любителей пустить пыль в глаза: мол, все думают, что пейджер висит и ты богат, а на деле – обычные часы.

Сергей Жаров принес майку, которая с ним с 1994 года, рассказывая о том, как сегодня его сын носит папины вещи, сохранившиеся с детства.

«Недавно я выложил фотографию в социальную сеть: как я в этой майке стою в 2005, в 2009 и в 2015 году на одном и том же месте. Таких вещей у меня много! А еще в то время у меня вся стена была увешена плакатами русского рока: «Кино», Цоя и других исполнителей – это было круто».

А вот как запомнились 90-е для Татьяны Пургиной: «Это пластиковые ободки, лосины, фенечки, банданы, шампунь «Vidal Sassoon», после использования которого чувствовала себя королевой. А песни! Вспомните «На небе тучи» – от этой музыки все еще поднимается внутри воодушевление. Прогулки, развлечения, веселье. В общем, в 90-е я с лихвой схватила век потребления и отгуляла эту эпоху. Я рада тому, что это время выпало на мои юные года и подарило такие воспоминания».

Казалось бы, время одно и жизнь одна, а она у всех такая разная. Храните воспоминания, потому что память – единственная река, которая может двигаться против течения времени. Таким своеобразным омутом памяти для жителей Екатеринбурга и стал Ельцин Центр. 

Фото: Игорь Гром, Президентский Центр им. Б.Н. Ельцина, Вячеслав Солдатов

Теги