Быстро. Коротко. Интересно
Телеграм-канал It'sMyCity
Подпишись на нашу группу в Facebook

Крутой Уокер: общественный транспорт по-американски

Эксперт из США о будущем екатеринбургского трамвая, тактическом урбанизме и отказе от личного автомобиля

Крутой Уокер: общественный транспорт по-американски
18 апреля 2016 11:55

Автор:
Александра Новикова

Американский эксперт в области общественного транспорта Джарретт Уокер выступил на открытой лекции в Екатеринбурге. Аналитик объяснил, почему транспортная система нашего города является несогласованной и непродуманной и рассказал об альтернативных вариантах её развития. IMC рассказывает основные тезисы лекции. 

Проблема городского пространства заключается в геометрии – выверенных значениях и формулах. Геометрия напрямую связана с количеством пространства: на одного человека его приходится слишком мало. В связи с ограниченностью ресурсов встаёт вопрос о том, как правильно это пространство использовать. Менять ли систему общественного транспорта? Ведь если у каждого человека будет своя машина, то в городе скоро не останется места.

Вопрос «Где я могу находиться?» равнозначен вопросу «Насколько я свободен?». Если вы не можете добраться до какого-то места, значит, для вас этого места не существует. Эмоции никогда не смогут изменить геометрию. То, с кем вы общаетесь и с кем можете познакомиться, полностью зависит от возможности куда-либо добраться. Возникают определённые стены – границы доступности, за которые вы вряд ли будете выходить. Люди и места должны быть в пределах досягаемости.

Представим, что я хочу открыть свой офис. Я могу иметь офис в центре города – дорого, но с высокой территориальной доступностью. А могу – на окраине или за городом. При новой транспортной системе я могу выбрать любое расположение офиса и быть уверенным в том, что в равной степени доступным для меня будет абсолютно любое место. Транспортная система сможет увеличивать радиус, расширять стены вокруг нас.

Допустим, что есть три жилых комплекса и три зоны занятости. Между ними нужно проложить маршруты таким образом, чтобы из любого жилого комплекса человек смог добраться в любую зону. Можно создать девять прямых маршрутов со средней частотой движения транспорта раз в полчаса, а можно – три с пересадкой в центре. Транспорт будет приходить каждый десять минут, частота движения повысится. Сеть из трёх маршрутов позволит добраться до нужного места быстрее.

Трамвайная сеть сейчас

Трамвайные сети Екатеринбурга включают в себя 30 линий. На каждой остановке ездят трамваи от четырёх до шести маршрутов. Вместо 30 линий вы могли бы иметь всего 9, но работало бы это куда продуктивнее. Вы могли бы приходить на остановку к определённому времени и наверняка знать, что ваш трамвай вот-вот подойдёт. Такая система, где одному пути соответствует один маршрут, действует уже много где – например, в Лейпциге, Амстердаме и Портленде. Количество маршрутов сократится, но частота хождения транспорта вырастет. Уменьшится время ожидания, упростятся пересадки. Транспортная система станет надёжнее и эффективнее.

Предложение об изменении трамвайной сети 

Екатеринбург – город с высокой плотностью населения. Большая часть жителей работают в центре и проживают на окраинах, поэтому ездят все и везде. Станет возможным тариф, позволяющий совершать пересадки без дополнительной платы. Приобретая билет на 90 минут, жители смогут полтора часа пользоваться различными транспортными средствами и совершать неограниченное количество пересадок. Для государства это будет даже выгоднее. Сейчас, чтобы добраться с юга города до Уралмаша, вы, скорее всего, сядете на трамвай и поедете через весь город, потому что так будет дешевле всего. Куда быстрее было бы доехать на трамвае до станции метро и совершить пересадку.

Мы можем построить сеть, которая будет работать круглые сутки и обеспечит дополнительное обслуживание в час пик. Нужно продлить время работы общественного транспорта вечером, в особенности в субботу и воскресенье. Это привлечёт большее количество пассажиров. Может, у кого-то от этого даже будет зависеть решение о приобретении машины.

Когда я воспользовался общественным транспортом Екатеринбурга, мне было комфортно в пустом трамвае и ужасно некомфортно в забитом автобусе. Главное – создать эффективно работающую транспортную сеть. Наша транспортная иерархия основывается на вместительности транспортных средств: метро, трамвай, троллейбус, большой автобус, мини-автобус и микроавтобус. Автобусы, кстати, не должны конкурировать и стараться друг друга обогнать – для пассажиров ничего хорошего в этом нет.

Тактический урбанизм – хорошее решение для множества транспортных проблем. Благодаря ему можно безболезненно экспериментировать с вариантами профиля улиц с помощью временных изменений. Вместо того чтобы сразу высаживать деревья или делать бордюры, можно для начала поставить конусы. Люди, которые панически боятся любых изменений, могут не переживать – в случае плохого результата к предыдущему варианту всегда можно вернуться. 

Почему планировать общественный транспорт сложно? Мы привыкли, что если кто-то выигрывает, то кто-то обязательно должен проиграть – так всегда было в спорте и политике. Но система общественного транспорта выгодна для всех. Геометрии плевать на мнения. Мы никогда не выиграем спор, но мы можем принять факты геометрии. 

Теги